Опубликовано 02 мая 2019, 10:05

Челюсть денисовского человека нашли в Тибете

Степь в западной части Тибетского нагорья

© Jochen Westermann/Wolken Berge Wasser Wiese

Найденная в центральной части Китая в 1980 году челюсть гоминина с двумя зубами оказалась принадлежащей денисовцу. Об этом сообщили авторы статьи в Nature.

Сестринская неандертальцам группа древних Homo была открыта в 2010 году при исследовании Денисовой пещеры в Алтайском крае. Анализы ДНК показали, что перед тем как вымереть (что случилось около 50 тысяч лет назад), денисовцы успели передать свои гены некоторым восточноазиатским популяциям и жителям Тибета, и даже инуитам, австралийцам и меланезийцам.

При таком богатом генетическом наследии, оставленном денисовцами, практически не сохранилось останков, по которым можно четко определить этот вид. Фаланги и другие фрагменты скелета всегда обнаруживались только в Денисовой пещере. И вот генетический анализ найденной почти 40 лет назад челюсти показал, кому она принадлежала.

Ради этих данных исследователям пришлось поработать: ДНК сильно разрушилась, и читать последовательность было уже бесполезно. Поэтому информацию о генах восстанавливали по сохранившимся белкам. Удалось узнать, что денисовец жил примерно 160 000 лет назад – в одно время со старейшими алтайскими сородичами, а то и раньше.

Правая половина челюсти, найденная в 1980 году