Опубликовано 27 марта 2018, 20:03

Охота превратила медвежат в маменькиных сынков

Медведица с медвежатами

© Jim Urquhart/Reuters

Родители стали дольше опекать медвежат, да и появляться на свет детеныши стали реже. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Nature, изменение в поведении животных объясняется тем, каким образом люди на них охотятся.

Длительная охота на медведей изменила повадки бурых медведей (Ursus arctos). Норвежские ученые заметили, что за последние несколько десятков лет животные стали дольше времени проводить с детенышами. Сопоставив эти наблюдения с данными об отстреле медведей, исследователи предположили, что в этом виноваты люди – к изменению поведения животных привела охота и специфические норвежские законы.

Ученые наблюдают за бурым медведем с 1984 года, за это время накопилась одна из самых крупных баз данных о более чем 500 животных. За время наблюдений число убитых медведей неуклонно росло, за период с 2010 по 2014 года охотники убивали около 300 особей в год. Ученые обнаружили, что потомство у бурых хищников стало появляться реже, а медвежата стали в среднем на год дольше оставаться под опекой матери.

15-20 лет назад медведи опекали своих детей в течение первого года их жизни. Крайне редко медвежата оставались с родителями до полутора лет и в единичных случаях – до двух лет. Исследование показало, что сейчас медведи заботятся о потомстве в среднем на год дольше. За время с 2005 по 2015 год доля медвежат, оставшихся с матерью на дополнительный год, выросло с 7% до 36%.

Исследователи сделали вывод, что охотники убивают тех медведей, которые остаются с потомством на срок не больше года. Возможно это связано с запретом на охоту на медвежьи семьи. В результате у одинокой медведицы в четыре раза меньше шансов на выживание, чем у медведицы с потомством. Выживают те медведи, которые дольше опекают своих детенышей и соответственно рожают реже.