Опубликовано 24 ноября 2016, 16:40

Всяк кулик свое потомство любит: ради птенцов кулики идут на обман

Чтобы заботиться о птенцах, птицы обманывают свои биологические часы
Малый песочник высиживает своих птенцов

© Martin Bulla

Как кулики и другие птицы заботятся о потомстве и разделяют родительские обязанности между собой, смотрите в галерее и видео от Indicator.Ru.

Разделение родительских обязанностей — задача непростая. Птицы, например, могут адаптировать свои действия по отношению к партнеру и заботиться о гнездах, однако у разных видов модель поведения может существенно различаться. В большинстве случаев птицы игнорируют природные циркадные ритмы (биологические часы), которые управляются 24-часовыми циклами света-темноты. Вне зависимости от времени суток, птицами движет инстинкт борьбы с хищниками.

Мартин Булла и его коллеги проанализировали поведение 32 различных видов куликов, населяющих 729 гнезд, чтобы понять, как пары птиц решают, кто в какое время должен следить за яйцом. Модели синхронизации этого графика заметно различаются у многих видов даже при похожих условиях окружающей среды. У близкородственных видов тем не менее есть определенные сходства в поведении.

Один родитель высиживает яйца от одного до девятнадцати часов. Модель поведения птиц, по мнению ученых, связана с тем, как птицы защищаются от хищников. Например, птицы, которым свойственна стратегия «лучшая защита — это нападение», наблюдают за яйцом в течение меньшего срока, чем их сородичи, которые для своей безопасности полагаются на камуфляж.

Различий в синхронизации социального поведения птиц, живущих в дикой среде, гораздо больше, чем у животных, живущих в лабораторных условиях, и социальные сигналы могут влиять на их поведение даже в большей степени, чем биоритмы.

В видеозаписях ниже вы можете посмотреть, как ведут себя разные птицы, выводящие потомство.

Чибис подходит к своему гнезду и садится высиживать яйца (Чехия).

Перепончатопалый галстучник высиживает яйца в городском районе (Барроу, Аляска).

Пара малых песочников меняется, высиживая своих будущих птенцов. Обратите внимание на цветные ленты на лапах птиц, с помощью которых их можно отличить друг от друга. В зеленой ленте находится пассивный радиомаячок, с помощью которого отслеживается местоположение птиц.

Перепончатопалый песочник высиживает яйца на Чукотке.

Американский бекасовидный веретенник на гнезде (Барроу, Аляска).