Опубликовано 08 августа 2018, 12:22

Цветы начали привлекать опылителей запахом в эпоху динозавров

© PxHere/John Lim/Pixabay/Indicator.Ru

Вещества, которые составляют основу современной парфюмерии, могли возникнуть уже около 100 миллионов лет назад. В это время начали появляться цветковые растения, которые и производили подобные вещества. Ученые допускают, что запах цветов в то время могли чувствовать даже динозавры. Результаты работы изложены в журнале Historical Biology.

Цветы играют важную роль в жизни растений, так как позволяют им размножаться. Чтобы привлечь опылителей, которые перенесут пыльцу с одного цветка на другой, современные растения используют несколько тактик. Например, они выделяют сладкий нектар, которым могут питаться опылители, их цветки ярко окрашены, что привлекает внимание, кроме того они источают специфические запахи, что позволяет найти их издалека.

В новой работе американские ботаники изучили попавшие в мьянманский янтарь цветы, в том числе несколько вымерших видов, таких как Cascolaurus burmensis и Tropidogyne pentaptera. У этих цветов из середины мелового периода не было ярких лепестков, но они уже испускали особые запахи. Выделить сами запахи или проанализировать конкретные вещества из их состава невозможно из-за возраста находок, но ученые выяснили, что у них были ткани, которые отвечают за выделение запахов. «Вполне возможно, что некоторые динозавры могли чувствовать запахи ранних цветов», — говорит главный автор работы Джордж Пойнар из Университета штата Орегон (США).

Исследование также показало, что секреторные ткани древних растений, которые выделяют запахи, по строению похожи на соответствующие ткани современных цветков. Это наводит на мысль о том, что в основе запахов древних цветов могли быть те же или, по крайней мере, похожие на современные, вещества. «Очевидно, что цветы стали выделять запахи, чтобы стать привлекательнее для опылителей, задолго до того, как человек решил использовать их для создания ароматов», — подытоживает Пойнар.