Опубликовано 08 марта 2019, 13:48

Диета играет ключевую роль в заражении африканских млекопитающих вирусом гриппа А

© Cynthia Goldsmith/Wikimedia Commons

Немецкие ученые из Института исследований зоопарков и дикой природы имени Лейбница установили, что наиболее важным фактором разнообразия и распространенности вируса гриппа А является диета. Плотоядные виды животных, в рацион питания которых входит водоплавающая птица, наиболее подвержены воздействию вируса. Результаты исследования были опубликованы в The Journal of Infectious Diseases.

«Общей чертой всех животных, заболевших вирусом гриппа А, была диета, содержащая птиц, — заключает Санатана Соилеметзиду, ведущий автор исследования. — Поэтому животные, которые питаются птицами, имеют более высокую вероятность попасть под воздействие вируса».

Вирусы гриппа А являются одними из наиболее изученных и наиболее важных патогенов с точки зрения здоровья человека и животных. Эти вирусы обычно связаны с дикой водоплавающей птицей и регулярно попадают в организм млекопитающих, включая людей. Передача вируса между птицами и млекопитающими часто приводит к его адаптации к новому хозяину. «Если вирус гриппа А, полученный от птиц, адаптируется к млекопитающим в дикой природе, то млекопитающие могут стать трамплином для заражения людей и домашних животных», — говорит Алекс Гринвуд, глава Департамента болезней дикой природы.

Ученые из Института исследований зоопарков и дикой природы им. Лейбница, Медицинского центра университета Эразмус, совместно с коллегами из Намибии исследовали 111 образцов сыворотки крови различных диких млекопитающих, чтобы понять, каким вирусам гриппа А подвергались эти виды. Пытаясь выяснить, что больше всего влияет на разнообразие и распространение вируса, команда выдвинула три версии: родственные связи, социальность и диета, включающая мясо птиц.

Ожидалось, что родство будет иметь основной эффект, так как рецепторы и физиология среди родственных видов более схожи, и поэтому вирусам должно быть легче идентифицировать и атаковать их. Однако эта гипотеза была опровергнута, поскольку анализ исследования показал, что родственные связи никакой роли в распространении вируса не играют. Версия, что риск заразиться больше у животных, живущих в стадах, чем у тех, которые обитают поодиночке также не подтвердилась, так как многие социальные травоядные имели низкую подверженность гриппу или не имели ее вовсе.

Исследование было проведено в Намибии, где достаточно высокое видовое разнообразие млекопитающих. Там, например, обитают водоплавающие птицы, которые переносят грипп, а их основные миграционные маршруты пересекают страну. Как оказалось, это является основной причиной заражения гриппом млекопитающих Африки.

«Особенно удивительно, что имеется так мало информации о том, какие штаммы гриппа А заражают диких млекопитающих», — заключает Алекс Гринвуд.