Опубликовано 01 сентября 2017, 13:30

Отраженный свет растений расскажет об их «здоровье»

© Юрий Смитюк/ТАСС

Российские и израильские ученые нашли полосу в спектре видимого излучения, по которой можно определить содержание в растении соединений, защищающих его от вредителей и неблагоприятных условий. Исследование проходило в рамках проекта «Ноев Ковчег», его результаты приняты к публикации в Journal of Plant Physiology.

В ходе фотосинтеза растения поглощают свет, однако хлорофилл может «принять» только свет синего и красного спектров. Это значит, что свет зеленого спектра отражается от растений, именно поэтому люди видят растения зелеными. Отраженный растениями свет несет в себе много полезной информации: об эффективности фотосинтеза, о биохимическом составе растений и о других важных параметрах состояния их «здоровья». При этом извлечь информацию, отраженную растениями, довольно сложно.

«Мы выяснили, как правильно по спектрам отражения и поглощения света оценивать содержание флавоноидов — фенольных соединений, важных для защиты растений от неблагоприятных условий и вредителей», — рассказал один из авторов статьи, профессор кафедры биоинженерии биологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Соловченко.

Для решения этой задачи ученые обработали большой массив данных, охватывающий разные виды растений и состояния листьев, за которыми наблюдали на протяжении всего вегетационного сезона. Вегетационный сезон — это период, в который возможны рост и развитие растения.

«Сравнение спектральных и биохимических данных позволило найти узкую полосу в видимой области спектра, по которой можно точно определить содержание флавоноидов в листе, не выполняя сложных аналитических процедур. Результаты работы помогут создать новые эффективные алгоритмы для обработки данных дистанционного зондирования наземной растительности со спутников, самолетов и беспилотников», — заключил ученый.