Опубликовано 12 ноября 2020, 10:03

Исследование ДНК 240 млекопитающих поможет лучше понять геном человека

© James Russel/CSIRO/PxHere/Indicator.Ru

Международная команда ученых проанализировала данные геномов 240 различных млекопитающих. Это масштабное исследование помогло ученым определить мутации, которые приводят к заболеваниям. Результаты работы позволят не только сохранить исчезающие виды животных, но и лучше понять причины генетических болезней человека. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Коллаборация Zoonomia Project провела секвенирование 130 геномов млекопитающих и сравнила эти данные с информацией о 110 уже прочитанных геномах. Это позволило ученым определить многие позиции в ДНК, мутации в которых ведут к заболеваниям человека. Ученые надеются, что теперь обширный массив данных, доступный всем исследователям в мире, будет использован для улучшения понимания генетики болезней и сохранения биоразнообразия.

Когда ученые пытаются определить, какие именно мутации вызывают болезни, они сравнивают геномы множества пациентов и здоровых людей. Часто исследователи обнаруживают десятки и сотни мутаций, которые обычно расположены за пределами генов. Поэтому найти конкретно ту, которая стала причиной заболевания, — очень сложная задача. В ДНК постоянно происходят случайные мутации, и если какой-то ее участок не менялся на протяжении 100 млн лет (со времен появления первых млекопитающих), то он, вероятно, имеет важную функцию в геноме. Таким образом, исследование геномов множества млекопитающих может обнаружить такие участки.

Помимо лучшего понимания человеческого генома, полученные данные могут быть использованы для изучения адаптации различных видов млекопитающих к окружающей среде. Это может помочь лучше понять причины метаболических заболеваний.

Кроме того, в связи с изменением климата и растущим влиянием человека на природу становится все актуальней проблема сохранения исчезающих видов. Для этого исследователи изучают ДНК множества особей в различных популяциях, чтобы оценить генетическое разнообразие, необходимое для выживания вида. В данном исследовании животные, занесенные в Красную книгу, имели в своем геноме небольшое число вариаций, что подтверждает их статус исчезающих видов.