Опубликовано 23 ноября 2016, 19:37

Доминантный вид муравьев из Эфиопии обладает потенциалом для глобальной экспансии

© April Nobile/Wikimedia Commons

Ученые сделали тревожное открытие: распространенный в Эфиопии вид муравьев, относящийся к роду Lepisiota, начал образовывать суперколонии. По словам Даниелы Магдалены Соргер из Университета Южной Каролины, ведущего автора исследования, это важно по двум причинам: муравьи редко создают суперколонии и некоторые другие муравьи из данного рода являются опасными инвазивными видами. Работа биологов опубликована в ноябрьском номере журнала Insectes Sociaux.

В Эфиопии леса часто окружают христианские церкви, некоторым из которых более полутора тысяч лет. Несмотря на то, что муравьи Lepisiota canescens, вызвавшие беспокойство ученых, являются местным видом для этой территории, они стали активно распространяться как по окружающим церкви лесам, так и за их пределами. Деятельность человека нарушила естественную среду обитания, в результате появились сельскохозяйственные поля и дороги, вдоль которых распространяются муравьи.

Суперколонии — это колонии, располагающиеся в нескольких гнездах. Некоторые суперколонии простираются на многие километры. У муравьев L. canescens были найдены колонии размером до 38 км. Молекулярный анализ этих насекомых продемонстрировал большое генетическое разнообразие как внутри, так и между суперколониями, что указывает на то, что особи не приходятся друг другу близкими родственниками и являются местным видом. Таким образом, обнаруженные суперколонии являются самыми большими среди местных видов. Взрывное увеличение численности этого вида, доминирующее экологическое положение и питание являются свойствами, характерными для инвазивных видов.

Авторы считают, что эфиопские леса могут стать источником экспансии нового вида, обладающим потенциалом для глобального расселения. Поэтому исследование оказывается своевременным, поскольку мы редко знаем о жизнедеятельности инвазивного вида до того, как он стал таковым. Между тем, для распространения достаточно всего одной беременной королевы — именно так распространился красный огненный муравей, один из самых опасных инвазивных видов.