Опубликовано 13 октября 2016, 09:59

Древнейший голосовой орган птиц рассказал ученым о звуковом ландшафте мезозоя

Vegavis iaai в представлении художника

© Nicole Fuller/Sayo Art for UT Austin

Американские исследователи с помощью компьютерной томографии реконструировали голосовой орган, который принадлежал птице мезозойской эры. Подробнее с работой можно ознакомиться в журнале Nature.

В 1992 году на территории Антарктиды были найдены окаменелые останки птицы возрастом от 66 до 69 млн лет (поздний меловой период мезозойской эры). В 2005 году исследователи установили, что животное относится к виду Vegavis iaai, одному из предков современных гусей и уток. Ученым из Техасского университета в Остине удалось идентифицировать среди останков сиринкс — орган, состоящий из хрящевых колец и мягких тканей, который позволяет птицам издавать звуки: от простых криков до сложных мелодий. До этого момента старейшему найденному голосовому органу насчитывалось только 2,5 миллиона лет.

Затем палеонтологи сравнили голосовые органы птиц, живущих в наши дни (а также гортань миссисипского аллигатора) с сиринксом Vegavis iaai. Эти исследования позволили ученым изучить эволюцию птичьего голосового аппарата и сделать предположения о том, как выглядели ранние формы этих органов.

Обнаруженный сиринкс (диаметром один сантиметр) имеет ассиметричную форму. Это, по мнению ученых, говорит о том, что птица могла издавать «крякающие» звуки посредством правой и левой части органа. Динозавры же, скорее всего, обладали гортанью примерно такой же, как у аллигатора, которая позволяла им громко реветь.

В настоящее время этот орган — единственный, который удалось обнаружить в останках птиц эпохи динозавров. Это говорит о том, что появление вокального органа у птиц — поздний шаг в их эволюции. Изучение развития голосового аппарата птиц может пролить свет на эволюцию других анатомических особенностей, как, например, формирование более сложного мозга.