Опубликовано 14 октября 2016, 11:18

Ученые: две недели в горах изменяют кровь на несколько месяцев

© Public domain

Американские исследователи выяснили, как организм приспосабливается к гипоксии, возникающей из-за недостатка кислорода на высоте гор. Исследование опубликовано в журнале Journal of Proteome Research.

На большой высоте в атмосфере содержится гораздо меньше кислорода, что затрудняет дыхание и физическую активность. Раньше считалось, что в условиях низкого содержания кислорода, например в горах, организм обновляет эритроциты — клетки крови, функция которых переносить кислород по всему организму. Однако эритроциты обновляются в течение долгого периода, а альпинистам и заядлым горным туристам на собственном опыте известно, что приспособиться к высокогорным условиям можно всего за несколько дней. Ученые из Колорадского университета обнаружили, что организм человека начинает адаптироваться к высоте уже в первую ночь, проведенную в горах.

В рамках эксперимента ученые вместе с другими добровольцами, отправились в поход на гору Чакалтая в Боливии. Уже после первого дня похода состояние участников нормализовалось, а еще через 2 недели они завершили свой подъем на высоту 3200 метров. Как отмечает ведущий автор исследования, это было самое трудное, что ей приходилось совершать в жизни. Через несколько недель участники эксперимента повторили свой поход, который показался им более легким.

Ученые провели анализ крови участников, взятой после первого восхождения на гору. Оказалось, что гемоглобин — белок, находящийся в цитоплазме эритроцитов — претерпел некоторые изменения, которые позволили ему лучше связывать кислород. Так как эритроциты живут около 120 дней, а потом обновляются, то эти изменения крови и, соответственно, выносливость сохранялись у людей в течении нескольких месяцев. Также ученые установили, что метаболические процессы, которые привели к этим изменениям, оказались значительно сложнее, чем предполагалось раньше.

Данное исследование поможет разработать терапию для заболеваний, сопровождающихся низким содержанием кислорода в крови — анемии или ишемического инсульта. По словам ученых, работа также сможет помочь в подготовке космонавтов к полету на Марс.