Опубликовано 01 марта 2018, 11:52

Эхолокация помогает слепым «видеть» предметы вокруг

© BuzzFeedBlue/YouTube

Слепые люди могут использовать эхолокацию для ориентирования в пространстве. К счастью, им не придется издавать ультразвук, как летучим мышам, достаточно просто щелкать языком. Описание эксперимента опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society B.

В живой природе эхолокацию используют организмы, которые по разным причинам не могут ориентироваться в пространстве при помощи глаз. Это, например, летучие мыши, ведущие преимущественно ночной образ жизни, или морские млекопитающие — дельфины или киты. Однако могут ее использовать и люди, лишенные возможности видеть. Вместо характерного для других животных ультразвука люди используют щелканье языком.

«Когда я щелкаю языком, получается звонкий, "острый" звук, который может проникнуть через фоновый шум и донести до меня информацию с десятков или сотен метров», – рассказал один из авторов статьи Даниэл Киш. Он и сам незрячий и давно использует эхолокацию. Сейчас Дэниел, по его словам, может не только самостоятельно передвигаться пешком, но и ездить на велосипеде.

Чтобы изучить, насколько эффективно слепые люди могут пользоваться эхолокацией, исследователи из США, Великобритании и Нидерландов проводили испытания в шумопоглощающем помещении. Восемь незрячих с помощью щелканья должны были обнаружить звукоотражатель. Он представлял собой круглый деревянный диск диаметром 17,5 см и толщиной 5 мм. Отражатель располагали в метре от испытуемых под разными углами: 0°, 45°, 90°, 135° и 180°.

Схема расположения отражателей

© L. Thaler et a.l.

Все испытуемые быстро и без ошибок нашли отражатель, который стоял перед ними. Далее ученые переместили объект немного позади участника эксперимента (на 135°), и эффективность упала до 80%. Когда же его перенесли за спины участников (180°), слепые смогли найти отражатель лишь в половине случаев.

Исследователи отмечают, что вероятность успеха зависела от количества издаваемых щелчков. Когда объект был перед ними, хватало одного-двух щелчков. Если он находился сбоку или позади человека, количество и громкость щелчков нужно было увеличивать.

Также они добавляют, что эхолокацию можно использовать для того, чтобы замечать объекты, найти которые с помощью собаки-поводыря или трости просто невозможно — например, низко висящие ветви деревьев.