Опубликовано 06 мая 2020, 18:18

Ученые связали электрическую активность животных с молниями

© Sawrey Gilpin

Большая часть электрической активности у позвоночных и беспозвоночных животных происходит на чрезвычайно низких частотах. Их происхождение, а также медицинский потенциал пока не совсем понятны ученым. Исследование специалистов из Израиля и США доказывает прямую связь между электрическими полями в атмосфере и в живых организмах, включая человека. О своем открытии авторы рассказали в International Journal of Biometeorology.

Согласно ряду предыдущих работ, диапазон частот электрических полей в живых организмах (0–50 Гц) схож с таковым у полей, возникающих в атмосфере после прохождения молнии. «Мы показали, что электрическая активность во множестве живых организмов — от зоопланктона в Мировом океане, акул и до человека — очень похожа на электрические поля, возникающие в атмосфере. Мы думаем, что нашли объяснение этому феномену», — говорит профессор Тель-Авивского университета Колин Прайс.

Авторы предполагают, что с течением времени живые организмы адаптировались и эволюционировали, чтобы использовать электричество из окружающей среды в своих целях. Поскольку живые организмы эволюционировали в течение миллиардов лет, естественные электромагнитные резонансные частоты в атмосфере, которые создавались молниями, обеспечивали фоновые электрические поля для развития клеточной электрической активности. Авторы нового исследования показали, что у некоторых животных электрический спектр трудно отличить от фонового атмосферного электрического поля, создаваемого молнией.

Исследование включало ретроспективный обзор предыдущих работ, посвященных связям между электрическими полями молний в атмосфере со здоровьем человека и животных. Тем не менее авторы планируют провести новые эксперименты, чтобы увидеть, как эти атмосферные электрические поля могут воздействовать на живые организмы. Это позволит понять, как использовать электрическую активность на пользу человечества. На данный момент исследователи хотят провести опыты, чтобы выяснить, как электрические поля влияют на скорость фотосинтеза в растениях.

Проведенный авторами обзор научных работ также показал, что низкочастотные электрические поля могут быть полезны для человеческого организма — в частности, при нарушениях в работе «биологических часов» и травмах спинного мозга.