Опубликовано 15 июня 2017, 18:09

Эмбрионы могут подавлять собственный иммунитет

© REUTERS/Alessia Pierdomenico

Сингапурские биологи выяснили, чем отличается иммунная система у эмбрионов и взрослых. Оказалось, что у нерожденных детей дендритные клетки, обычно стимулирующие рост борющихся с заражением T-клеток, подавляют их размножение. Результаты изложены в журнале Nature.

Иммунная система развивающегося плода находится в сложной ситуации: с одной стороны, на организм воздействуют потенциально аллергенные вещества, в том числе антигены матери, растворенные в амниотической жидкости молекул и живущих в плаценте микробов, с другой, необходимо не атаковать клетки матери, которые достаточно отличаются, чтобы их не считать своими. В рамках нового исследования ученые нашли один из механизмов такого баланса: эмбрионы прерывают производство ключевого иммунного «оружия».

Биологи использовали ткани 100 эмбрионов, матери которых сделали аборт по собственному желанию. Беременность прерывалась между 14-й и 22-й неделями. Подтверждая предыдущие работы, авторы обнаружили, что уже на 13-й неделе эмбрионы производят набор различных иммунных клеток, в том числе и дендритные, которые распознают чужеродные тела и сигнализируют о вторжении. В лабораторных экспериментах они продемонстрировали полную функциональность, как и у взрослых клеток.

Одна из функций дендритных клеток — посылать сигналы о том, что нужно больше Т-клеток для борьбы с заражением. Однако когда авторы добавили эмбриональные дендритные клетки к смеси взрослых иммунных клеток, то получалось необычно большое количество регуляторных T-клеток, которые контролируют количество T-клеток других типов. Также выяснилось, что в эмбриональных клетках работают другие гены. В частности, они производили большее количество аргиназы-2 — энзима, метаболизирующего L-аргинин, ключевой ингредиент в производстве важной сигнальной молекулы под названием фактор некроза опухоли-альфа. Это вещество вызывает воспаление, и если его количество уменьшить, организм реагирует менее агрессивно.

Открытие может лечь в основу новых методов лечения аутоиммунных заболеваний, при которых по ошибке атакуются собственные клетки, а также различных нарушений хода беременности, таких как сахарный диабет беременных, некротический энтероколит и неконтролируемые иммунные реакции.