Опубликовано 27 марта 2019, 18:46

Выдвинуто предположение, что эндоканнабиноиды продлевают жизнь

© Science Photo Images/Getty Images

Американские ученые провели серию экспериментов, выявляющих, что при подавлении активности фермента, который ингибирует эндоканнабиноиды, продолжительность жизни круглых червей увеличивается в полтора раза. Результаты работы опубликованы на страницах журнала Nature Chemical Biology.

Эндоканнабиноидная система восстановления после стрессовых ситуаций активируется каннабиноидными рецепторами CB1 и CB2. Трансмембранные рецепторы связывают эндоканнабиноиды, синтезирующиеся самим организмом (например, 2-арахидоноил-глицерол), или экзоканнабиноиды, поступающие из внешних источников (например, тетрагидроканнабинол марихуаны). Стимуляция рецепторов приводит к ряду физиологических изменений в клетке: активируется экспрессия специфических генов и закрываются/открываются специфические ионные каналы. В итоге конечный эффект зависит от распределения рецепторов в мозге: в гиппокампе каннабиноиды регрессивно влияют на обучение и память, в миндалевидном теле подавляют тревожность и страх, в базальных ганглиях модулируют моторные функции, а в заднем мозге снижают чувствительность организма к боли. В ходе изысканий аспирантка Института химической биологии Скэггса Элис Чен под руководством профессора Бенджамина Ф. Краватта выявила новую функцию эндоканнабиноидной системы в организме круглых червей.

Ученые исследовали влияние 100 соединений-ингибиторов, прерывающих те или иные физиологические пути клеточного сигналлинга, на продолжительность жизни круглых червей Caenorhabditis elegans. Чен вводила соединения в едва переступивших порог зрелости червей и наблюдала, как под действием некоторых препаратов продолжительность жизни подопытных возрастала. Соединение JZL184 увеличило продолжительность жизни на 45%: спустя 30 дней с того момента, как жизнь червей должна была оборваться естественным путем, они все еще чувствовали себя превосходно. А учитывая, что C. elegans живут всего несколько недель, результаты представляются ошеломляющими.

В человеке 2-арахидоноил-глицерол (2-AG) расщепляется моноацилглицерол-липазой (MAGL), предотвращая взаимодействие эндоканнабиноида с рецептором. JZL184 подавляет работу липазы, предотвращает гидролиз 2-AG, и, соответсвенно, ингибирования эндоканнабиноидной системы не происходит. Удивительно то, что в организме червей, в отличие от человека, липазы MAGL нет. Однако вскоре Чен обнаружила, что соединение JZL184 оказывает подавляющее действие на другой фермент — гидролазу FAAH-4. Не обладая эволюционным родством с MAGL, FAAH-4 тем не менее выполняет ту же самую функцию, расщепляя эндоканнабиноиды.

«На данный момент нам представляется правдоподобным, что как у червей, так и у млекопитающих есть сигнальный каннабиноидный путь, который влияет на продолжительность жизни и связанные со старением нарушения», — поясняет Краватт. Разумеется, исследовательской группе предстоит огромное количество работы, чтобы наглядно доказать свое предположение.