Опубликовано 15 июня 2017, 13:55

Начальные этапы эволюции животных протекали быстрее, чем считалось раньше

© strecosa/Pixabay

Ученые из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана выяснили, что современные типы и большие группы животных, в том числе и билатеральные животные, возникли в очень сжатый промежуток времени и до наступления ледникового периода около 700 миллионов лет назад. Свои выводы ученые изложили на страницах Scientific Reports.

Согласно палеонтологической летописи, почти все известные сегодня типы животных возникли к началу кембрийского периода примерно 540 миллионов лет назад. У самых ранних окаменелостей уже можно наблюдать сложное строение. Это говорит о том, что животные должны были появиться задолго до наступления кембрия. Чтобы найти «корень» их генеалогического древа, биологам потребовалась информация о самых древних подгруппах животных: губках и пластинчатых. Ученые использовали молекулярные часы — метод датирования филогенетических событий (расхождений видов), чтобы исследовать хронологию ранних этапов эволюции животных и по-новому оценить возраст самых древних групп животных.

«Наше исследование основано на сочетании генетических данных современных животных и информации, полученной из окаменелостей, которые мы проанализировали с помощью сложных компьютерных алгоритмов», — объяснил автор исследования Мартин Дохманн.

Ученые использовали большой набор данных, состоящий из последовательностей 128 белков 55 видов, включая представителей всех основных групп животных. Результаты биологов подтвердили вывод, полученный в более раннем исследовании, согласно которому животные появились в эпоху неопротерозоя, которая длилась 1 миллиард — 540 миллионов лет назад. Однако результаты также показали, что самые ранние животные с двусторонней симметрией все появились за 50 миллионов лет. «Кроме того, этот ранний этап дивергенции (расхождение признаков и свойств у первоначально близких групп организмов в ходе эволюции, — прим. Indicator.Ru), по-видимому, предшествовал экстремальным климатическим изменениям — глобальному оледенению, которое имело место 720-635 миллионов лет назад», — отметил Дохманн.

Чтобы убедиться в достоверности новых результатов, исследователи планируют провести дальнейший анализ, привлекая более обширный набор данных.