Опубликовано 23 июня 2017, 12:41

Орнитологи объяснили, почему у птиц различается форма яиц

© Harvard Museum of Comparative Zoology

Ученые выяснили, почему форма птичьих яиц варьируется среди различных видов. Оказалось, это связано со способностью птиц к полетам. С подробностями можно ознакомиться в Science.

Ученые проанализировали форму 49 000 яиц примерно 1400 видов, в том числе двух вымерших. Ученые классифицировали яйца, исходя из их асимметрии и эллиптичности. Кроме того, они проанализировали многочисленные биометрические данные, в том числе состояние окружающей среды для всех видов. Ученые также разработали модель, которая объясняет, определяет ли мембрана яйца его форму. Вывод, который сделали ученые, состоял в том, что форма яйца зависит от способностей птиц к полету.

«Мы показали, что форма яйца у видов различается, а это определяется свойствами мембраны. Кроме того, птицы, начавшие в ходе эволюции откладывать яйца эллиптической или асимметричной формы, проводят много времени в воздухе», — сообщила автор исследования Мэри Стоддард.

«Чтобы сохранить обтекаемую форму тела, необходимую для полета, птицы откладывают более асимметричные или эллиптические яйца. Благодаря таким формам яиц птицы могут максимально увеличить их объем, не увеличивая ширину. Это важно для птиц с узкими яйцеводами, позволяющими им поддерживать обтекаемую форму тела», — отметила Стоддард.

Таким образом, и у альбатроса, и у колибри, двух очень разных птиц, яйца в процессе эволюции приобретали одинаковую форму, поскольку обе птицы хорошо летают.