Опубликовано 09 ноября 2019, 14:13

Фронтир нейронаук. Мозжечковая сложность ската

Атлантический скат

Атлантический скат

© Wikimedia Commons

Мы совместно с порталом Neuronovosti.Ru продолжаем рассказ о конференции Society for Neuroscience 2019, которая завершилась в Чикаго. Очень интересный доклад был представлен исследователями из Университета Хьюстон Клир Лэйк на сессии, посвященной мозжечку. Они не рассматривали мозжечок человека или другого хорошо изученного животного. В поле зрения ученых попал мозжечок атлантического ската (Dasyatis sabina) и его внутримозговые связи. Такие работы всегда ценны, потому что обычно нейробиологи имеют дело с мозгом небольшого количества видов, а о том, как устроен мозг большинства животных, мы в деталях не знаем.

Мозжечок, играющий значительную роль в работе мозга, присутствует у всех хордовых (а мозжечковоподобные структуры есть и у некоторых моллюсков, например у осьминога). Более того, у человека именно мозжечок содержит больше половины всех нейронов мозга. Однако в целом у примитивных хрящевых рыб, самых простых позвоночных, мозжечок достаточно прост. Он представляет собой гладкую двудольную структуру. Но оказывается, мозг скатов устроен гораздо сложнее. Во-первых, он трехдолен: передняя доля разделена дополнительно на ростральную и каудальную части. Кроме того, мозжечок скатов имеет большое количество извилин.

Предыдущее исследование показало, что мозжечок ската получает нейрональные входы из большого количества тех же участков мозга, что и мозжечок других хрящевых с «простым» двухлопастным мозжечком, особенно из ядер промежуточного мозга и ствола, включая оливу — отдел продолговатого мозга. К слову, у нас, людей, тоже есть оливо-церебеллярные соединения между ядром оливы и зубчатым ядром мозжечка, которые тем самым делают оливу промежуточным ядром равновесия. Однако эти же входы в сложном мозжечке ската оказались гораздо более сегрегированными, более сложными.

Авторы также описали массивные нейрональные входы в мозжечок ската из среднего мозга, не описанные у других хрящевых рыб. Видимо, они и сыграли ключевую роль в эволюции сложного мозжечка у скатов.

Такие работы по нейроанатомии не «обычных» для нейронаук животных чрезвычайно важны, поскольку расширяют наши знания об эволюции и разнообразии центральной нервной системы у живых существ на нашей планете и помогают лучше понять наш собственный мозг.

Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.

Пресс-релизы о научных исследованиях, информацию о последних вышедших научных статьях и анонсы конференций, а также данные о выигранных грантах и премиях присылайте на адрес science@indicator.ru.