Опубликовано 16 ноября 2019, 10:27

Генетическая история финских женщин позволила установить разнообразие популяции

© Eero Järnefelt/Wikimedia Commons/Kerttu Majander

Новое генетическое исследование, проведенное в Университете Хельсинки и Университете Турку, показывает, что в конце железного века Финляндия была населена отдельными и отличающимися друг от друга популяциями, все они влияли на генофонд современных финнов. Статья об этом была опубликована в журнале Scientific Reports.

В ходе исследования ученые исследовали гены из археологических образцов костей более чем ста человек, живших между IV и XIX веками нашей эры. Большая часть образцов относится к железному веку и Средневековью. Из них была выделена митохондриальная ДНК, которая передается матерями всем своим потомкам, что позволило выявить популяционную историю финских женщин.

В результате исследователи выяснили, что люди, населявшие Финляндию в железном веке (приблизительно до 300 г. н. э.) и Средневековье (приблизительно 1200–1500 гг. н. э.), разделяли митохондриальные линии с современными финнами. Однако в геноме особей, захороненных в разных местах, в частности в железном веке, наблюдались существенные различия. Так, линии мтДНК, типичные для охотников-собирателей каменного века, были распространены среди тех, кто похоронен в Луистари (Юго-Западная Финляндия) и Кирккайланмаки (Южная Финляндия).

В одной из областей Республики Карелия и недалеко от города Миккели (Восточная Финляндия) наиболее распространенными оказались родословные, характерные для древнеевропейских земледельческих популяций. Пятое захоронение железного века, включенное в исследование, было расположено в Леванлухте, западная Финляндия. Многие из погребенных там людей представляли собой линии мтДНК, связанные с народом саамов.

«Все вышеперечисленные первоначально независимые линии остаются общими в Финляндии и по сей день. Это свидетельствует о том, что изученные популяции железного века оказали влияние на генофонд современных финнов», — говорит докторант Санни Оверсти с факультета биологических и экологических наук Университета Хельсинки.

Теги #Ген