Опубликовано 31 октября 2020, 20:10

Генетически разные типы собак появились во время ледникового периода

© Tracy Brooks

Глобальное исследование ДНК древних собак, проведенное археологами из десяти стран, показало, что уже 11 тыс. лет назад существовали по крайней мере пять различных типов собак, произошедшие от отдельных предков. Таким образом, наблюдаемое сейчас многообразие пород собак в разных частях света возникло во время ледникового периода. Исследование опубликовано в журнале Science.

Международная команда ученых провела обширный анализ ДНК, выделенной из останков 27 древних собак, живших на территории Европы, Ближнего Востока и Сибири. Оказалось, что различия между этими животными возникли 11 тыс. лет назад. К этому времени они уже были широко распространены в Северном полушарии и были единственными одомашненными животными. В течение следующих тысячелетий эти линии смешались и дали начало современным собакам. Например, первые европейские собаки происходят из двух очень разных популяций: ближневосточной и сибирской. Однако в какой-то момент это генетическое разнообразие было утрачено и современные европейские собаки происходят из одной очень небольшой группы.

Исследователи также сопоставили эволюцию собак с миграциями человека. Во многих случаях эти изменения были связаны. Но это не всегда так, например, потеря генетического разнообразия, существовавшего у собак в Европе, была вызвана распространением типа, который вытеснил все другие популяции.

«Так же, как анализ ДНК древних людей произвел революцию в изучении наших собственных предков, он может раскрыть загадки происхождения собак и других домашних животных. Их изучение вносит неоценимый вклад в общее понимание истории человечества», — рассказывает один из авторов статьи Рон Пинхаси, руководитель группы Венского университета.

Исследование дало новый взгляд на историю происхождения современных собак, однако многие вопросы еще остаются открытыми. В частности, ученым предстоит выяснить, где и в каком культурном контексте человек впервые приручил собаку.