Опубликовано 18 января 2017, 19:31

Генетики СПбГУ выявили новый тип наследования признаков

© REUTERS/Mike Segar

Ученые Санкт-Петербургского государственного университета и Санкт-Петербургского филиала Института общей генетики РАН охарактеризовали новый «полиприонный» тип наследования признаков у микроорганизмов, сообщает пресс-служба СПбГУ. Статья, посвященная этому открытию, опубликована в журнале PLOS Genetics.

Как известно, наследуемые изменения возникают в результате нарушений в последовательности ДНК. Открытие прионов, белков, способных к воспроизводящимся изменениям пространственной структуры, позволило выявить новый тип наследственности. Молекулы белка в прионной форме провоцируют изменение формы всех остальных молекул этого белка. В этом случае изменение формы белка, а следовательно, и его активности не зависит от мутаций. Такие изменения наследуются у одноклеточных организмов в процессе клеточных делений.

В исследовании, проведенном на модельном объекте, дрожжах-сахаромицетах, генетики СПбГУ впервые показали, что наследственные изменения в клетках этих микроорганизмов могут возникать не в результате прионизации одного белка, а вследствие взаимодействия разных прионов.

«Мы увидели, что изменение признака (рост дрожжей на селективной среде) наблюдается лишь в том случае, когда в клетке одновременно присутствует два приона. Этот признак стабильно наследуется в ряду поколений», — рассказал старший преподаватель СПбГУ, заместитель директора СПбФ ИОГен РАН Алексей Галкин. Таким образом, петербургские ученые впервые охарактеризовали новый «полиприонный» тип наследования признаков.

«Мы планируем продолжить наши исследования и в первую очередь охарактеризовать другие примеры нового типа наследования у микроорганизмов. Нельзя исключать, что этот тип наследования в перспективе будет выявлен и у млекопитающих», — отметил Алексей Галкин.