Опубликовано 13 октября 2017, 11:15

Светлый цвет кожи африканцев объяснили экспансией с Ближнего Востока

© Oxfam East Africa/Wikipedia Commons

Коренные жители различных частей Африки очень сильно различаются цветом кожи: от почти черного в Южном Судане до довольно светлого в Южно-Африканской Республике. Авторы исследования проследили эволюцию генов, отвечающих за цвет кожи, и их перемещение по материкам. Работа ученых из США и стран Африки опубликована в журнале Science.

Корни темного цвета кожи жителей островов Тихого океана можно проследить до Африки, так же как и населения Евразии. При этом у светлой кожи европейцев тоже африканское происхождение. Считается, что после того, как предки человека потеряли большую часть волос на теле, их кожа быстро стала темной, чтобы защитить организм от ультрафиолетового излучения.

Ученые измерили тон кожи более 2000 человек из Эфиопии, Танзании и Ботсваны и взяли образцы их крови. Изучив их геномы, авторы статьи выделили четыре области, в которых различия в один нуклеотид коррелировали с цветом кожи. Они обнаружили, что ген SLC24A5, отвечающий за светлый тон кожи, встречается примерно у половины африканцев и, скорее всего, был принесен переселенцами с Ближнего Востока около 30 тысяч лет назад. Генетики также нашли две вариации генов, HERC2 и OCA2, которые связаны со светлым цветом кожи, глаз и волос у европейцев, и выяснили, что те тоже появились в Африке и часто встречаются у светлокожих бушменов. Две вариации еще одного гена, MFSD12, встречаются у людей с самой темной кожей. Они появились примерно полмиллиона лет назад. Предполагается, что до этого у предков человека кожа была более светлой.