Опубликовано 28 октября 2016, 11:19

Голодание матери делает потомство выносливее

Круглый червь

© Agricultural Research Service

Ученые из Университета Дьюка (Северная Каролина, США) выяснили, что круглые черви были защищены от последствий недоедания в раннем возрасте, если их матери тоже голодали. Исследование опубликовано в журнале PLoS Genetics.

Ученые изучали круглых червей вида Caenorhabditis elegans длиной около одного миллиметра. В ходе эксперимента исследователи поделили беременных червей на две группы. Подопытных из первой группы ученые кормили бактериями в нормальном количестве, а червям из второй группы давали меньше пищи. Появившимся «новорожденным» не давали есть в течение первых восьми дней жизни, после чего исследователи следили за ростом и состоянием потомства.

Как и ожидалось, недоедающие черви вырастали более мелкими по сравнению с червями, питание которых не ограничивалось. Но оказалось, что потомство червей из второй группы было менее слабым, чем потомство сытых матерей. Эти различия наблюдались на протяжении всей жизни животных: черви, родившиеся от недоедающих матерей, быстрее восстанавливались после голодания и рожали больше потомства. По словам ученых, червям не удавалось полностью избавиться от последствий голодания в раннем возрасте, однако потомство от недоедающих матерей было более устойчиво к негативным последствиям голодания.

По мнению исследователей, организм червей, родившихся от недоедающих матерей, «подготовился» к возможным неблагоприятным условиям на опыте матери, то есть мать как бы «запрограммировала» свое потомство на выживание в неблагоприятных условиях. Однако молекулярные механизмы, лежащие в основе такого защитного эффекта материнской диеты, все еще неясны. По мнению исследователей, такая диета могла вызвать изменения в экспрессии генов матери-червя, которые передались ее детям. Работа ученых подчеркивает, что условия жизни матери влияют на будущее потомство.