Опубликовано 30 октября 2020, 19:23
3 мин.

Гориллы могут быть дружелюбны к старым знакомым

© Chrissy Sexton/Earth

Ученые выяснили, что горные гориллы могут с дружелюбием относиться к другой группе особей, которая зашла на окраины их территории, если они были раньше знакомы. Однако если чужаки зайдут на основную территорию хозяев, то от агрессии их не спасет никакая совместная история, говорится в опубликованном в Journal of Animal Ecology исследовании.

Многие виды животных территориальны. Они очерчивают границы своего обитания и тщательно охраняют их от соперников. У людей терпимость к другим людям на том, что можно назвать «своей территорией», сильно зависит от социальных отношений с ними. Ученые предполагают, что терпимость, которую люди проявляют к знакомым, могла способствовать нашему развитию, так как обеспечивала совместный доступ к ресурсам и меньшее количество споров за территорию. Однако значимость личного знакомства у животных остается слабоисследованной.

К территориальным животным относятся горные гориллы. Их территория делится на две части: основную и периферийную. Группы горных горилл иногда навсегда расходятся, разделяя особей, которые годами жили вместе. Ученые из Великобритании и Руанды исследовали перемещения и паттерны поведения при встрече 17 групп горных горилл за 16 лет. Они выделили два основных вида поведения: агрессивное и аффилированное. Вне зависимости от знакомства гориллы всегда агрессивно реагировали на чужую группу внутри своей основной территории. Но при встрече на периферии они были более дружелюбны. Особенно это проявлялось при встрече животных, которые были им знакомы и происходили из той же большой группы.

«Группы встречаются довольно редко, и сперва все будут проявлять осторожность. Они часто бьют себя в грудь и демонстрируют силу, после чего взаимодействие может стать либо агрессивным — с драками и криками, — либо аффилированным. При втором варианте первоначальное напряжение проходит и группы смешиваются. Они могут отдыхать вместе, а молодые гориллы часто будут играть с детьми из другой группы», — рассказала одна из авторов исследования, Робин Моррисон из Центра исследований поведения животных Эксетерского университета.

Это исследование стало первым, в котором удалось доказать ,что гориллы могут извлекать выгоду из дружеских отношений. По словам ученых, такое поведение похоже на поведение людей. «У нас также есть концепции общественных пространств за пределами нашего “ареала”, где мы терпим всех, домашних пространств, где мы терпим определенных людей, и частных пространств в домах, которые предназначены только для близких или нас самих», — рассказала Моррисон.

Ученые также отмечают, что понимание социальных отношений между гориллами важно для сохранения вида. «У горных горилл осталось менее 800 км2 среды обитания. В результате экстремальных усилий по сохранению популяция росла за последние 30 лет, но площадь их среды обитания — нет. Понимание того, как группы взаимодействуют и разделяют свое ограниченное пространство, важно для оценки будущей динамики популяции и тенденций у этого исчезающего вида», — подчеркнул другой соавтор, Жан Поль Хирва из Фонда Фосси.