Опубликовано 04 ноября 2020, 19:22

Города привлекают мелких млекопитающих

© Peter K/Flickr

Американские ученые выяснили, что некоторые животные, такие как белки и кролики, мигрируют в города из дикой природы. Особенно их привлекает пища. Исследование опубликовано в журнале Frontiers in Ecology and Evolution.

«Есть мнение, что природа и люди плохо сосуществуют. Но мы обнаружили, что млекопитающие в Северной Америке на самом деле неплохо уживаются с людьми, и их численность при этом растет. Вы думаете, что животных будет мало, а их оказывается много», — рассказал один из исследователей, сотрудник Университета штата Северная Каролина Роланд Кейс.

Биологам хорошо знакомо такое понятие, как «парадокс городской дикой природы». С одной стороны, освоение человеком местности приводит к потере биоразнообразия. Но в то же время в умеренно развитых районах может быть большее разнообразие млекопитающих по сравнению с дикими районами. Американские ученые решили выяснить, как можно объяснить это явление.

По одной из гипотез, объяснить парадокс можно тем, что для некоторых животных обильные антропогенные ресурсы, например еда и безопасное жилье, перевешивают недостатки жизни с людьми. Поэтому ученые в первую очередь хотели проверить, привлекают ли животных пища и безопасные места. Для этого они установили камеры на задних дворах 58 домов на окраинах городов Роли, Дарем и Чапел-Хилл в Северной Каролине. Также камеры были установлены в пригородных и удаленных от городов лесах.

Ученые обнаружили, что семь видов чаще встречались во дворах, чем в лесах. Это белки, серая и красная лисица, виргинский опоссум, флоридские кролики, сурки и восточные бурундуки. Другие одиннадцать видов, среди которых белохвостые олени и еноты, предпочитали леса. Ученые выделили шесть факторов, которые могли бы влиять на численность животных во дворах. Это кормление, огороды, компостные кучи, курятники, кусты и источники воды. Сильнее всего сказалось кормление. Именно около кормушек звери оказывались чаще всего. Ученые наблюдали там в среднем 32,3 белки в день, тогда как на контрольных участках было 0,55, в пригородных лесах — 0,29 и 0,10 в удаленных от городов лесах. Количество добычи привлекало хищников, особенно лисиц и койотов, но незначительно. Исследователи подсчитали, что для удвоения количества хищников во дворах добычи должно быть в 713 раз больше, чем сейчас. При этом заборы хищников отпугивали. Также дикие животные, опоссумы и еноты, боялись домашних.

«Вы часто видите широко распространенные рекомендации: не кормите медведей. А где вы проводите грань от маленьких птиц до белок, кроликов и енотов? Когда становится плохо кормить животных, даже если вы делаете это случайно? С одной стороны, многим людям нравится, когда вокруг них есть дикая природа, и они могут помочь поддерживать здоровую местную экосистему. Однако животные могут вступить в конфликт с людьми», — рассказал Кейс.