Опубликовано 13 декабря 2019, 11:11

Физическая способность говорить появилась у приматов гораздо раньше, чем считалось

© Jon Foster/Lee Berg

Ученые из Франции, Канады и США показали, что способность произносить гласные — ключевой навык для возникновения речи — возникла у последнего общего предка человекообразных и мартышковых обезъян 27 млн лет назад. Статья об этом была опубликована в журнале Science Advances.

Некоторые ученые выдвинули теорию, что физическая возможность говорить на современных языках сформировалась с появлением Homo sapiens около 300 тыс. лет назад. Считается, что только тогда анатомия голосовых связок позволила произносить гласные звуки. Эта теория предполагает, что язык — относительно недавнее явление, которое развилось благодаря этой способности.

Но новое исследование, анализирующее работы, проведенные в течение последних десятилетий, от вокализации приматов до акустического моделирования речевого тракта, показывает, что способность говорить появилась гораздо раньше — с выделением приматов Старого света примерно 25 миллионов лет назад.

Группа изучила несколько исследований по вокализации и коммуникации приматов. Несколько направлений исследований привели к одному выводу — люди не одни способны издавать гласные звуки, поэтому идея о том, что наша уникальная анатомия позволила им это сделать, похоже, не выдерживает критики.

«Конечно, вокализация включает в себя производство гласных, и, конечно же, является жизненно важным эволюционным предшественником речи, — отмечает палеоантрополог Рик Поттс из Смитсоновского института. — Самая большая опасность заключается в приравнивании того, как другие приматы и млекопитающие производят гласные в рамках своей вокализации, к эволюционной основе речи».

Хотя анатомия гортани и голосового тракта помогает сделать речь физически возможной, это не все, что требуется. Мозг также должен быть способен контролировать воспроизведение звуков человеческой речи и воспринимать их. Некоторые более ранние исследования указывают на тот факт, что приматам для развития собственного языка, скорее всего, не хватило развития мозга, а не изменений в строении гортани.