Опубликовано 25 октября 2023, 08:01
2 мин.

Ученые исследовали семейство ДНК-транспозонов mosquito

© Piqsels

Ученые исследовали эволюционное развитие семейства ДНК-транспозонов mosquito и сравнили его с другими группами подобных генетических элементов L18 и TRT. Кроме того, авторы изучили структурные особенности mosquito. В перспективе информация может быть полезна в биотехнологии и генной инженерии. ДНК-транспозоны семейства mosquito могут использоваться для доставки желаемых генов в клетки организма, поскольку ученые выяснили, что он может передаваться между организмами, не связанными генетически. Результаты исследования опубликованы в Genes.

ДНК-транспозоны — это фрагменты ДНК, которые могут свободно перемещаться внутри генома. Они содержат генетическую информацию, необходимую для синтеза белка транспозазы, который обеспечивает их мобильность. ДНК-транспозоны могут самостоятельно вырезать себя из одного участка генома и перемещаться в другой. Mosquito — это семейство ДНК-транспозонов, широко распространенное у насекомых.

Mosquito способны оказывать влияние на структуру и функцию генома организма. Их перемещение может приводить к изменениям в генетической информации, что влечет за собой различные последствия. Например, иногда возникают мутации. Изучение этих процессов помогает понять, как работает геном. Элементы семейства mosquito способны изменять генетическую информацию и активность генов или добавлять новые гены. Это может быть особенно полезно для организмов с mosquito в молекулах ДНК, которым адаптивные изменения помогают выживать в различных условиях.

Ученые из Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН (Севастополь) и Колледжа животноводства и технологий Университета Янчжоу (Янчжоу) исследовали эволюционный путь развития семейства ДНК-транспозонов mosquito и выявили их структурные особенности. Визуализация эволюционных отношений между различными семействами ДНК-транспозонов позволила определить, что семейство отличается от других двух групп элементов L18 и TRT.

Длина mosquito составляет около 1,3 тысяч пар нуклеотидов, при этом транспозоны содержат участок ДНК-молекулы, кодирующий последовательность примерно из 340 аминокислот, которая выполняет функцию белка. Длина коротких специфических повторяющихся последовательностей ДНК на концах транспозона варьируется от 19 до 203 пар нуклеотидов. Специалисты отмечают, что транспозоны mosquito распространены в клетках членистоногих, медуз и полипов (Cnidaria), гребневиков (Ctenophora), моллюсков (Mollusca), круглых (Nematoda) и плоских червей (Platyhelminthes).

Исследование также показало несколько случаев передачи mosquito между живыми организмами. Ученые выяснили, что перенос этих транспозонов может происходить разными путями: например, в результате прямого контакта между насекомыми или переноса генетического материала через паразитов.