Опубликовано 10 июня 2017, 18:29

Обнаружен грибок, превращающий жуков в «зомби»

Жук-мягкотелка Chauliognathus pensylvanicus

© Smidon33/Wikimedia Commons

Ученые обнаружили, что паразитический грибок Eryniopsis lampyridarum поражает жука-хозяина, а затем распространяет свои споры на других насекомых, пытающихся спариться с трупом жука. Свои выводи исследователи из Государственного университета Арканзаса изложили на страницах Journal of Invertebrate Pathology.

Исследователи выяснили, что жертвами грибка становятся североамериканские жуки-мягкотелки Chauliognathus pensylvanicus длиной 9-12 миллиметров. Из 446 собранных экземпляров пятая часть жуков была поражена грибком. Ученые проследили, что грибок действует на насекомых, пока те находятся на цветках. Сначала крылья пораженного жука остаются закрытыми, при этом насекомое сжимает челюсти, чтобы удержаться на растении. Примерно через 15-22 часов появляются плодовые тела грибка. На брюшке жука оказываются размещены конидиоспоры — неподвижные споры бесполого размножения у грибов.

В это же время, видимо, из-за опухшего от гриба брюшка, крылья жука раскрываются. «Это выглядит так же жутко, как если отправиться в морг и увидеть, что умерший сутки назад человек внезапно поднимает руки», — отметил автор исследования Дональд Штайнкраус.

Принимаемая мертвыми жуками поза говорит их сородичам о том, что насекомое готово к спариванию. Подобным образом споры грибка поражают других насекомых.

В дальнейших исследованиях ученые планирует удалить у жуков крылья и проверить, как в таком случае поведет себя грибок.