Опубликовано 04 сентября 2018, 18:20

У небольших рыбок нашли самосознание

Рыбка Labroides dimidiatus

© Jadwiga Morska/Flickr

Биологи нашли у небольшой тропической рыбы, губана-доктора (Labroides dimidiatus), самосознание. Животные прошли зеркальный тест — классическое испытание, в ходе которого им нужно было сопоставить себя с изображением в зеркале. Результаты доступны на сервере bioRxiv.org.

Зеркальный тест в 1970-х годах предложил психолог Гордон Гэллап-младший. С тех пор этот метод стал стандартным способом для того, чтобы оценить, есть ли у животных самосознание. Для теста на тело испытуемого наносят яркую отметину краской, которую невозможно увидеть самостоятельно. Например, для обезьян ее делают на лице. Если после взгляда в зеркало животное пытается дотронуться до пятна или избавиться от него, считается, что оно узнало собственное отражение в зеркале, следовательно, у него есть самосознание. Этот тест проходило множество видов, но справились с ним далеко не все. Помимо человека, тест прошли шимпанзе, бонобо, орангутаны, дельфины, слоны, голуби и сороки. Из рыб необычное поведение у зеркала наблюдалось у морских дьяволов, но полученных данных недостаточно для того, чтобы сделать однозначные выводы.

В новой работе биологи подвергли зеркальному тесту крошечных тропических рыб Labroides dimidiatus. Они питаются паразитами на поверхности более крупных морских животных, поэтому у них хорошее зрение. К тому же для них характерна территориальность, то есть они обитают на определенной территории и защищают ее от чужаков. После того как ученые опускали рядом с рыбами зеркало, те начинали реагировать на изображение в нем как на приближающегося соперника, готового посягнуть на их территорию. Однако спустя некоторое время их поведение сильно менялось, и они начинали как будто смотреться в зеркало.

Затем ученые нанесли на лбы рыб отметины, которые были видны только в зеркале. В результате некоторые губаны стали наблюдать за своим отражением еще дольше, а часть из них даже начала тереться о камни, видимо, в надежде избавиться от отметки. Авторы приходят к выводу, что такое поведение указывает на наличие у этого вида рыб самосознания, так как они отождествили себя с отражением и попытались устранить отметину единственным доступным способом. Для того чтобы сделать окончательные выводы, все равно нужны дополнительные исследования, так как пока биологи не смогли исключить все альтернативные интерпретации.