Опубликовано 08 августа 2019, 15:22

Гусеницы березовой пяденицы определяют цвет веточки кожей

© Lez Round/Flickr

Ученые из Германии и Англии обнаружили, что гусеница березовой пяденицы синтезируют зрительные белки не только в глазах, но и в коже. Гусеницы даже с закрашенными глазами меняют окраску, чтобы подходить по цвету палочке, на которой они сидят. Исследование опубликовано в журнале Communications Biology.

Рецепция света тканями, отличными от глаз, встречается у разных групп животных. Процесс контролирует циркадные ритмы, заставляет двигаться по направлению к или от источника света, может участвовать в изменении цвета у головоногих и ящериц. Медленная смена окраски происходит в течение нескольких часов или недель и часто встречается среди членистоногих. Однако мало что известно о сенсорной системе, которая обеспечивает это медленное изменение цвета.

Ученые из Ливерпульского университета и Института химической экологии Общества Макса Планка задались целью понять, как гусеницы березовой пяденицы (Biston betularia) рецептируют окраску среды.

Для этого исследователи вырастили более 300 личинок. После того, как гусеницы немного подросли, ученые поместили их в отдельные коробки с палочками, окрашенными в черный, коричневый, зеленый или белый цвета. Половине личинок глаза закрасили черной краской, другая половина играла роль контрольной группы. Спустя время как слепые, так и зрячие гусеницы окрашивались в тон палочкам. Разноцветных гусениц помещали в ящики с перемешанными палочками разных цветов. 80% как слепых, так и зрячих личинок предпочитали садиться на палочки похожего на них цвета.

Исследователи решили проверить, в каких частях тела у гусениц активны гены, имеющие отношение к зрению. И обнаружили, что белки зрения синтезировались не только в голове, но и на коже. Более того, среди зрительных генов оказался один, который в коже работал активнее, чем в глазах.

До сих пор среди насекомых были известны такие, которые чувствуют всем телом свет, но не цвет. Вероятно, гусеницы березовой пяденицы развили двойной механизм цветорецепции, потому что, будучи во взрослой стадии развития, видят плохо.