Опубликовано 15 ноября 2017, 16:51

В исчезновении пчел и шмелей обвинили противогрибковое вещество

Мертвые пчелы

© Stoyan Nenov/Reuters

Количество шмелей и пчел в последние годы сильно снижается. Ученые проанализировали свыше 20 возможных причин и выделили основной фактор — использование фунгицидов, то есть веществ, которые должны бороться с грибками. Ранее считалось, что фунгициды не оказывают существенного влияния на насекомых. Статья с результатами работы опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B.

«Инсектициды работают: они убивают насекомых, — говорит ведущий автор нового исследования Скотт Макарт из Корнеллского университета. — Фунгициды в подобный анализ обычно не включали, так как они разрабатываются не для борьбы с животными, однако они могут оказаться совсем не такими безобидными для шмелей, как представлялось раньше. Это удивило нас».

Используя обширный набор данных, авторы исследования смогли выделить связи «ландшафтного масштаба» между использованием фунгицида, распространенного грибкового патогена, и уменьшением численности популяции шмелей в США. В данном случае под «ландшафтом» понимается типичный район обитания шмеля, то есть область около двух километров в диаметре. Оказалось, что шмели восприимчивы к хлорталонилу — фунгициду, которым обрабатывают растения в зоне их обитания. Ученые считают, что это соединение ослабляет восприимчивость насекомых к смертельной для них кишечной инфекции — нозематозу.

«Возбудители нозематоза могут катастрофически воздействовать на пчел и шмелей, — поясняет Макарт. — Так как воздействие фунгицидов может увеличивать чувствительность пчел к нозематозу, это может стать искомой связью между использованием фунгицидов, распространенностью возбудителей заболевания и сокращением численности опылителей».