Опубликовано 15 марта 2018, 11:33

Искусственные клетки встали на защиту живых

Схематическая иллюстрация живой клетки внутри искуственной

© Imperial College London/Indicator.Ru

Впервые создана молекулярная структура, в которой живые клетки сочетаются с искусственными. Новая технология позволит ученым контролировать биологические процессы внутри организмов и защищать живые клетки от внешних условий. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Исследователи из Имперского колледжа Лондона поместили живые клетки внутрь искусственной клетки-оболочки. Пока живые клетки функционируют (в эксперименте ученых клетки превращали лактозу в глюкозу), внешняя искусственная оболочка защищает их от опасных воздействий окружающей среды.

Ранее ученым удавалось поместить в защитную оболочку лишь отдельные молекулы – ферменты, запускающие и контролирующие различные химические процессы в живом организме (например процесс, который превращает крахмал в сахар). В новом исследовании в искусственную клетку впервые заключили сразу целый комплекс живых клеток.

Помимо защитной функции искусственные клетки выполняли в эксперименте и контролирующую роль. В стенках оболочки содержатся ферменты, которые помогают клеткам внутри нее проводить выработку глюкозы из лактозы. Живые клетки способны выполнять очень сложные процессы, однако контролировать их в естественных условиях довольно сложно. С помощью искусственной оболочки ученые смогут легко управлять живыми клетками, направляя их деятельность в нужное русло.

Исследователи предполагают, что эту технологию можно будет использовать для создания клеточных «батареек», которые будут работать на фотосинтезе. Кроме того, искусственная клеточная оболочка может помочь создать своего рода фабрику по производству того или иного лекарства прямо внутри организма.