Опубликовано 29 июля 2019, 16:24

В Японии разрешили исследования химерных эмбрионов человека

© Science Pictures ltd/SPL/Getty Images

Министерство науки и образования Японии разрешило биологу Хиромицу Накаучи проводить эксперименты с эмбрионами мышей, содержащими клетки человека, с дальнейшим их выращиванием в организме животного, сообщает Nature. Исследования в этой области могут послужить фундаментом для выращивания донорских органов.

Эмбрионы-химеры содержат клетки разных видов. Для создания таких гибридов ученые обычно вводят стволовые клетки одного вида раннему зародышу второго вида. В 2015 ученые впервые создали гибриды человека и свиньи. В 2017 команда исследователей из США, Японии и Испании с участием Хиромицу Накаучи сообщила о гибридах крыса-мышь и корова-человек. Крысы с подсаженными мышиными поджелудочными железами доживали до двух лет — нормальной для них продолжительности жизни. Более того, трансплантированная обратно в организм мыши железа-гибрид синтезировала гормоны и контролировала уровень сахара в крови.

Хотя законодательство США не запрещает экспериментов над эмбриональными клетками человека, с 2015 года Национальные институты здоровья наложили мораторий на финансирование подобных проектов. Поэтому развитие гибридов человека с животным прерывали до завершающих стадий формирования. В Японии до марта настоящего года действовал запрет на выращивание химер мышь-человек свыше 14 дней.

Одбренный план ученого из Токийского университета заключается в создании эмбрионов животных, лишенных гена, который необходим для формирования определенного органа. Для вырезания участка ДНК исследователи применят технологию генетического редактирования CRISPR/Cas9. Затем в эмбрион инъецируют стволовые клетки человека с полным набором генов. За отсутствием альтернативы именно эти клетки начнут формировать недостающий орган.

Накаучи утверждает, что будет действовать медленно. Он планирует начать с экспериментов, в ходе которых будет выращивать гибридные эмбрионы мыши до 14,5 дня. Затем перейдет к опытам с крысами, беременность которых он прервет на 15,5 дня, и свиньям — на 70-м дне.