История науки: Человек, изучавший Человека
27 октября 1553 года в Женеве протестантами был сожжен Мигель Сервет — мыслитель, теолог, естествоиспытатель и врач. Несмотря на то, что его имя известно главным образом из-за его религиозной деятельности (основал течение сорветизма, участвовал в религиозных спорах, в конечном итоге стоивших ему жизни), ученые, медики и биологи помнят имя Сервета благодаря его научным достижениям.
Кратко о нем самом. Родился в Испании в 1511 году, учился сначала в Сарагосе, потом во Франции, в Тулузе, где изучал богословие, математику и географию. Служба при дворе короля Карла V позволила ему познакомиться с идеями реформаторов. Размышления о первоначальном учении и фальсификациях христианства сделали его «чужим» и для католиков, и для протестантов. После публикации труда со своими рассуждениями на религиозные темы Сервет, потерявший место при короле, вынужден был скрываться и искать средства к существованию. Работая корректором у книгопечатника, он познакомился с доктором по фамилии Шампье. Тот убедил Сервета взяться за изучение медицины и уехать для этого в Париж, где он, среди прочего, увлекся астрологией. Получив образование, он какое-то время практиковал, потом получил место у архиепископа, что давало временную защиту от преследований.
Однако вскоре после этого он совершил опрометчивый поступок — послал одному из лидеров Реформации, Жану Кальвину, свою рукопись, а заодно и книгу самого Кальвина с пометками и возражениями. Несмотря на попытку Сервета мирно разрешить зарождающийся конфликт («Пойдем же разными путями, верни мне мои рукописи и прощай»), два мыслителя стали непримиримыми врагами. Кальвин тогда написал своему единомышленнику: «Если Сервет когда-либо посетит мой город (Женеву), то живым я его не выпущу».
В этом-то труде, посланном Кальвину, теологическом по сути, Сервет и затронул вопросы устройства кровообращения. Занятия медициной для него были тесно связаны с теологией: так, кровеносную систему он рассматривал как место, где пребывает душа.
«Жизненный дух берет свое начало в левом сердечном желудочке, при этом особое содействие производству жизненного духа оказывают легкие, так как там происходит смешение входящего в них воздуха с кровью, поступающей из правого сердечного желудочка. Этот путь крови, однако, вовсе не пролегает через перегородку сердца, как принято думать, а кровь чрезвычайно искусным образом гонится другим путем из правого сердечного желудочка в легкие».
Как Сервет пришел к своему открытию, неизвестно. Таким же неизвестным оставалось и само это открытие — ведь оно было изложено в богословском трактате, к тому же запрещенном. Заново открыл легочный круг кровообращения итальянский анатом Реальдо Коломбо (проводивший свои исследования вместе с Микеланджело Буонарроти и изображенный на одной из его гравюр).
Стоит отметить, что первенство Сервета в описании малого круга кровообращения нередко оспаривают, отмечая в его текстах цитаты из работ арабского врача Ибн Ан-Нафиса, который заявлял об этом открытии на три века раньше Сервета.
Через некоторое время после публикации своего труда и начала вражды с Кальвином Сервет совершил труднообъяснимый поступок — по пути в Италию он посетил Женеву. Там его узнали, схватили и бросили в темницу. Приговор церковного суда — смерть через сожжение — был приведен в исполнение 27 октября 1553 года.
Мигель Сервет стал символом религиозных войн и их жертв. «В 1653 (sic!) году,/ в Женеве,/ он сгорел между двумя полюсами века:/ между ненавистью человека/ и невежеством человека», — писал о нем Иосиф Бродский. И еще: «Он, изучавший потребность/ и возможность/ человека,/ Человек, изучавший Человека для Человека».