Биология

История науки: френолог поневоле

295 лет назад родился голландский натуралист Петрус Кампер
Петрус Кампер

Wikimedia Commons

О «дедушке научного расизма», о том, как Кампер-художник помогал Камперу-анатому, и об «общем плане» развития организмов на Земле рассказываем в нашей рубрике «История науки».

Петрус Кампер родился в Лейдене в 1722 году в обеспеченной семье бывшего миссионера. Ему повезло, что отец заметил способности сына и постарался дать ему хорошее образование, и еще больше повезло с учителями. Еще в детстве его познакомили с одним из известнейших врачей-практиков Европы — Германом Бургаве. Уже будучи школьником, увлекавшийся искусством мальчик получал уроки у голландского портретиста Карела де Моора. Как пишут в его биографиях, в университет Петрус поступил в 12 лет и столько же времени там провел, изучая анатомию и медицину. В Лейденском университете тогда преподавали знаменитые ученые: Вильгельм Гравезанд (популяризатор идей Ньютона и создатель гелиостата), Питер ван Мушенбрук (изобретатель лейденской банки), известные в то время врачи и анатомы.

Еще студентом Капмер начал самостоятельные исследования. Считается, что он первым упомянул, что хрусталик состоит из волокон. Он также обнаружил пустоты в костях птиц, препарировал слонов, носорогов и орангутанов, изучал органы слуха у рыб. В исследованиях ему помогали навыки рисовальщика: он мог сам иллюстрировать свои работы.

Закончив университет в 1746 году, ученый защитил сразу две диссертации: по медицине, «О строении глаза», и по философии, «О зрении» (или, скорее, «О восприятии», On Vision). Первая из них посвящена сравнению строения глаз различных животных. Кампер одним из первых описал Петитов канал, область на периферии хрусталика. В работе по философии он описывал глаз как «оптический инструмент, передающий ошибочные представления» и рассуждал на тему визуального восприятия.

Некоторое время Кампер был практикующим врачом в Лейдене, а в 1748 году, после смерти родителей, оправился в путешествие по Европе: в Англию, Францию, Швейцарию и Германию. В поездке он познакомился со многими учеными, с которыми позднее будет переписываться.

В последующие годы, получая приглашения из университетов, преподавал во Франекере, Амстердаме и Гронингене, параллельно продолжал исследования. Его ранние работы касались акушерства и педиатрии. В одной из книг он настаивал, что обувь для детей должна в первую очередь быть удобной и соответствовать строению ноги, а не велениям моды. Как практикующий врач, разработал несколько новых инструментов.

Иллюстрация акушерского оборудования Кампера, созданного для оказания помощи при родах

Петрус Кампер

Эпидемия скота в 1768 году заставила Кампера обратить свое внимание на ветеринарию, и он активно агитировал за прививки домашним животным. Однако зоология привлекала его и с другой стороны: у Кампера была большая коллекция окаменелостей, и, как человек любознательный, он сравнивал строение известных ему животных с этими странными останками. Правда, из религиозных соображений ученый не допускал мысли, что окаменелости принадлежат вымершим видам, скорее, полагал он, еще неизвестным, живущим в каких-нибудь труднодоступных местах.

Те же сравнения различных животных привели Кампера к идее о том, что все они являются развитием некоего «общего плана». Изменения, которые привели к появлению столь различных организмов, он называл метаморфозами. Он показывал, что строение животных зависит от их образа жизни и способа питания. Так, например, у травоядных желудок больше, чем у хищников, так как пищи им нужно по объему больше, при этом у них образуются копыта, чтобы они могли стоять столько, сколько нужно, чтобы наесться.

Однако те же мерки Кампер применял и к описанию черт людей. Так, по его измерениям, у народов Африки и Азии лицевой угол равен примерно 70°, у европейцев — 80°. При этом у Кампера лицевой угол был показателем не развитости или превосходства одной расы над другими (хотя позднее ее работы будут трактовать так приверженцы научного расизма и френологии – учения о связи психических свойств с формой черепа), а лишь близости к классическим канонам: у античных статуй угол равен 100°.

Однако самые противоречивые идеи Кампера родились на стыке его интересов: биологии, анатомии и рисования. Он создал теорию, согласно которой животных можно ранжировать в зависимости от одного показателя — лицевого угла. Кампер измерял угол между двумя линиями: горизонталью (от ноздрей до уха) и прямой, соединяющей выступающие части верхней челюсти и лба.

Лицевые углы

Wikimedia Commons

В поздние годы, закончив преподавание, ученый стал больше участвовать в общественных делах. Как богатого землевладельца, его беспокоили наводнения, и одна из его работ, вызвавшая обсуждения и споры, касалась строительства дамб. Примерно в это время он стал представлять свою провинцию, Фрисландию, в Генеральных штатах. Там же, где они собирались, в Гааге, он и умер в 1789 году.