Биология

История науки: френолог поневоле

295 лет назад родился голландский натуралист Петрус Кампер
Петрус Кампер

Петрус Кампер

Wikimedia Commons

О «дедушке научного расизма», о том, как Кампер-художник помогал Камперу-анатому, и об «общем плане» развития организмов на Земле рассказываем в нашей рубрике «История науки».

Петрус Кампер родился в Лейдене в 1722 году в обеспеченной семье бывшего миссионера. Ему повезло, что отец заметил способности сына и постарался дать ему хорошее образование, и еще больше повезло с учителями. Еще в детстве его познакомили с одним из известнейших врачей-практиков Европы — Германом Бургаве. Уже будучи школьником, увлекавшийся искусством мальчик получал уроки у голландского портретиста Карела де Моора. Как пишут в его биографиях, в университет Петрус поступил в 12 лет и столько же времени там провел, изучая анатомию и медицину. В Лейденском университете тогда преподавали знаменитые ученые: Вильгельм Гравезанд (популяризатор идей Ньютона и создатель гелиостата), Питер ван Мушенбрук (изобретатель лейденской банки), известные в то время врачи и анатомы.

Еще студентом Капмер начал самостоятельные исследования. Считается, что он первым упомянул, что хрусталик состоит из волокон. Он также обнаружил пустоты в костях птиц, препарировал слонов, носорогов и орангутанов, изучал органы слуха у рыб. В исследованиях ему помогали навыки рисовальщика: он мог сам иллюстрировать свои работы.

Закончив университет в 1746 году, ученый защитил сразу две диссертации: по медицине, «О строении глаза», и по философии, «О зрении» (или, скорее, «О восприятии», On Vision). Первая из них посвящена сравнению строения глаз различных животных. Кампер одним из первых описал Петитов канал, область на периферии хрусталика. В работе по философии он описывал глаз как «оптический инструмент, передающий ошибочные представления» и рассуждал на тему визуального восприятия.

Некоторое время Кампер был практикующим врачом в Лейдене, а в 1748 году, после смерти родителей, оправился в путешествие по Европе: в Англию, Францию, Швейцарию и Германию. В поездке он познакомился со многими учеными, с которыми позднее будет переписываться.

В последующие годы, получая приглашения из университетов, преподавал во Франекере, Амстердаме и Гронингене, параллельно продолжал исследования. Его ранние работы касались акушерства и педиатрии. В одной из книг он настаивал, что обувь для детей должна в первую очередь быть удобной и соответствовать строению ноги, а не велениям моды. Как практикующий врач, разработал несколько новых инструментов.

Иллюстрация акушерского оборудования Кампера, созданного для оказания помощи при родах

Иллюстрация акушерского оборудования Кампера, созданного для оказания помощи при родах

Петрус Кампер

Эпидемия скота в 1768 году заставила Кампера обратить свое внимание на ветеринарию, и он активно агитировал за прививки домашним животным. Однако зоология привлекала его и с другой стороны: у Кампера была большая коллекция окаменелостей, и, как человек любознательный, он сравнивал строение известных ему животных с этими странными останками. Правда, из религиозных соображений ученый не допускал мысли, что окаменелости принадлежат вымершим видам, скорее, полагал он, еще неизвестным, живущим в каких-нибудь труднодоступных местах.

Те же сравнения различных животных привели Кампера к идее о том, что все они являются развитием некоего «общего плана». Изменения, которые привели к появлению столь различных организмов, он называл метаморфозами. Он показывал, что строение животных зависит от их образа жизни и способа питания. Так, например, у травоядных желудок больше, чем у хищников, так как пищи им нужно по объему больше, при этом у них образуются копыта, чтобы они могли стоять столько, сколько нужно, чтобы наесться.

Однако те же мерки Кампер применял и к описанию черт людей. Так, по его измерениям, у народов Африки и Азии лицевой угол равен примерно 70°, у европейцев — 80°. При этом у Кампера лицевой угол был показателем не развитости или превосходства одной расы над другими (хотя позднее ее работы будут трактовать так приверженцы научного расизма и френологии – учения о связи психических свойств с формой черепа), а лишь близости к классическим канонам: у античных статуй угол равен 100°.

Однако самые противоречивые идеи Кампера родились на стыке его интересов: биологии, анатомии и рисования. Он создал теорию, согласно которой животных можно ранжировать в зависимости от одного показателя — лицевого угла. Кампер измерял угол между двумя линиями: горизонталью (от ноздрей до уха) и прямой, соединяющей выступающие части верхней челюсти и лба.

Лицевые углы

Лицевые углы

Wikimedia Commons

В поздние годы, закончив преподавание, ученый стал больше участвовать в общественных делах. Как богатого землевладельца, его беспокоили наводнения, и одна из его работ, вызвавшая обсуждения и споры, касалась строительства дамб. Примерно в это время он стал представлять свою провинцию, Фрисландию, в Генеральных штатах. Там же, где они собирались, в Гааге, он и умер в 1789 году.

Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram.