Опубликовано 17 января 2017, 09:00

Второй после Дарвина

17 января 1834 года родился немецкий зоолог Август Вейсман
Август Вейсман

© Wikimedia Commons

О человеке, спорившем с Дарвином и Пастером, о таинственных геммулах, а также о переливании крови кроликам и отрезании хвостов мышам рассказываем в нашей ежедневной рубрике «История науки».

Выходец из семьи франкфуртского университетского профессора Август Вейсман получил обычное для того времени образование, включавшее уроки музыки и рисования. Однако мальчику больше нравилось изучать мир вокруг, в чем его поддерживал учитель музыки, занимавшийся коллекционированием бабочек. Это увлечение Августу пришлось по душе, и в школьные годы мальчик собирал мотыльков, жуков и растения вокруг Франкфурта, потратил немало времени, изучая узоры и расцветку крыльев бабочек и наблюдая за развитием насекомых из гусениц во взрослые особи. Пройдут годы, и эти наблюдения лягут в основу одной из первых его книг.

Увлечение не нашло понимания у родителей Августа, но компромисс был найден. Друг семьи, химик Фридрих Велер (о нем мы еще упомянем), посоветовал юноше пойти по его стопам — изучать медицину (такое вот прикрытие для занятий наукой).

Фридрих Велер, литография

© Рудольф Хоффман

Отучившись в Геттингенском университете и защитив диссертацию, Август несколько лет проработал в госпитале. После работы с зоологом Рудольфом Лейкартом он решил, что химия, которой он уже посвятил немало времени, — это «не его», и обратился к биологии. Чуть позже он стал доцентом Фрайбургского университета, сосредоточившись на зоологии и сравнительной анатомии. Однако примерно в это время (ему на тот момент было 30 лет) его зрение сильно ухудшилось, и Вейсман почти не мог работать с микроскопом. В этом ему помогали студенты, ассистенты и жена Мари. Первые научные работы Августа были посвящены столь любимым им насекомым, однако потом из-за зрения ему пришлось обратиться к более общим теоретическим проблемам: воспроизводства и наследования.

Вейсман восторженно отзывался о работах Чарльза Дарвина, хотя и позволял себе не согласиться с некоторыми положениями его теории. Так, ему не понравилось (хотя и не сразу), что Дарвин поддерживал ламаркистскую гипотезу о том, что приобретенные признаки могут наследоваться. Эти взгляды он впервые описал в эссе, представленном во время торжественной речи по случаю вступления в должность проректора Фрайбургского университета (а о чем говорили в таких случаях руководители вашего вуза?).

Идею о наследовании приобретенных признаков Дарвин формулировал так: «Мы можем быть уверенными в этом в некоторых случаях, когда все или почти все особи, находившиеся в сходных условиях, изменяются одинаковым и притом определенным образом, чему мы привели несколько примеров. Однако неясно, почему потомки должны изменяться, если их родители попадают в новые условия, и почему в большинстве случаев необходимо, чтобы в этих условиях пробыло несколько поколений». Заметно, что подтвердить свою уверенность ученому непросто. Для этого он создает умозрительную в общем теорию о геммулах — элементах клеток, которые вырабатываются ими, разносятся с током крови по всему организму и могут развиваться в клетки, идентичные породившим их. Предполагалось, что с помощью геммул могут передаваться изменения в конкретном организме, вызванные условиями среды или упражнениями, однако не было объяснения тому, как эти изменения «сохраняются» в строении клеток.

Опытным путем доказать ошибочность предположений о наследовании приобретенных признаков пытался и неугомонный двоюродный брат Дарвина, Фрэнсис Гальтон, переливавший кровь темных кроликов светлым, и сам Вейсман, экспериментировавший с мышами. 901 зверьку из пяти поколений он отрезал хвосты, «и все же [у потомства] не было ни одного примера укороченного хвоста или какой-либо иного отклонения в строении этого органа». Не настаивая на чистоте и полноте эксперимента, Вейсман видел свою задачу в опровержении бытовавших в то время слухов, например, о кошке, родившейся без хвоста из-за того, что многие ее родственники потеряли свои.

Портрет Фрэнсиса Гальтона, Национальная портретная галерея, Лондон, Великобритания