Опубликовано 11 сентября 2020, 15:19

Ученые выяснили, как изменение климата влияет на арктических насекомых

© Tuomas Kankaanpää

Международный коллектив исследователей — в том числе и российских — выявил изменения, происходящие в сообществах паразитоидов в Арктике под воздействием изменения климата. Для этого исследователи рассмотрели различные экологические ниши, которые занимают эти хищные насекомые. Работа ученых опубликована в журнале Global Change Biology.

В ходе исследования научные группы работали в Гренландии, Канаде, России, Норвегии, Финляндии и Исландии и сравнили различные арктические регионы, где климат по-разному менялся за последние десятилетия.

«Климат Арктики в настоящее время меняется примерно в два раза быстрее, чем в среднем в мире. Поэтому арктические регионы являются важным примером того, как изменения климата влияют на природу, — рассказал ведущий автор исследования, сотрудник факультета сельского хозяйства и лесоводства Хельсинкского университета Туомас Канкаанпяя. — Чтобы выявить основные последствия изменения климата, мы сосредоточили внимание на некоторых из наиболее важных хищников Арктики, паразитоидных осах и мухах. Личинки этих насекомых развиваются внутри одного насекомого-хозяина и обычно убивают его в процессе. Мы выяснили, что изменение климата резко влияет на соотношение различных типов паразитоидов».

Исследователи рассмотрели, как климатические изменения влияют на паразитоидов, откладывающих личинки в разных насекомых-хозяев. Доля тех, кто предпочитает теплолюбивых бабочек, особенно высока в районах, где за последние десятилетия наблюдалось повышение летней температуры. Потепление в зимний период отразилось на росте численности паразитоидов, откладывающих личинки в двукрылых.

Кроме того, ученые рассмотрели реакцию на потепление двух основных экологических групп паразитоидов: койнобионтов и идиобионтов. Личинки койнобионтов предпочитают не прерывать естественный ход жизни жертвы, в противоположность идиобионтам, личинки которых пожирают жертву сразу после вылупления. Исследования показали, что койнобионты могут дожидаться, пока их хозяин отступит в более безопасное место, и там впасть в спячку. Идиобионты лишены этого преимущества и вынуждены жить в тех погодных условиях, в которых появились на свет.

Сравнение современных сообществ организмов в разных климатических условиях — общий подход к прогнозированию последствий изменения климата. Ученые предполагают, что сообщества в холодных регионах со временем начнут напоминать своих нынешних собратьев из более теплых мест по мере потепления климата.