Опубликовано 28 декабря 2018, 18:58

Биологи выяснили, как контролируется время удвоения ДНК

© Digital Arts/Flickr

Ученые выявили специальные управляющие элементы на молекулах ДНК, которые контролируют время репликации — синтеза дочерней цепи на основе исходной. Это решает давнюю загадку удвоения генетической информации и может пригодиться при лечения некоторых заболеваний. Результаты опубликованы в журнале Cell.

Репликация ДНК — это процесс разрезания двойной спирали и синтеза на ее основе дочерних молекул. В результате получается две молекулы ДНК, информация на которых с высокой вероятностью полностью совпадает с исходной. Однако некоторые детали процесса, особенно у сложных организмов, таких как млекопитающие, остаются не до конца выясненными. В частности, было неизвестно, как выбирается нужное время для репликации.

«Репликация казалась устойчивой к любым нашим попыткам повлиять на нее. Мы описали этот процесс в деталях, показали, как он меняет в разных типах клеток и нарушается при болезни, — поясняет руководитель коллектива авторов Дэвид Гиотберт из Университета штата Флорида (США). — Но до этого момента мы не могли найти последний кусочек — управляющие элементы или контролирующие участки ДНК».

В новой работе ученые на примере генома крысы выявии на трехмерных изображениях с высоким разрешением три участка ДНК, которые часто контактируют друг с другом. Оказалось, что они отвечают за время репликации. Авторы смогли это доказать, удалив эти участки при помощи технологии редактирования генома. Это привело к тому, что время репликации сбилось. Авторы считают открытие важным для лечения некоторых заболеваний, так как в зависимости от времени и стартового участка удвоение ДНК может привести к разным структурам конечных молекул.