Опубликовано 17 апреля 2019, 15:14

Каннибализм может быть проявлением родительской заботы

© H. Krisp/Wikimedia Commons

Исследователи из Университета Теннесси и Оксфордского университета предполагают, что в некоторых случаях детский каннибализм и отказ от потомства могут рассматриваться как формы родительской опеки. Ученые разработали математическую модель, которая выявила, как поедание детей может быть проявлением жестокой любви. Результаты представлены на страницах журнала Frontiers in Ecology and Evolution.

Родительская забота — ключевой фактор становления многих высокоразвитых животных, который повышает жизнеспособность детей. Обычно в комплекс проявлений заботы включают охрану, воспитание и уход. Отказ же от потомства и детский каннибализм до сих пор оставались загадкой для биологов. Тем не менее, съесть или бросить потомство способны многие представители млекопитающих, птиц, рыб, насекомых и пауков. Ведь если паттерн передается из поколения в поколение, значит, это кому-нибудь нужно.

Чтобы понять влияние перенаселенности гнезд на развитие каннибализма, исследователи сосредоточились на яйцекладущих видах. А именно на помацентровой рыбе Stegastes leucostictus. У этого вида множество особей откладывает икру в одном месте — так ее проще охранять. Однако теснота приводит к недостатку кислорода и быстрому распространению инфекций, если они зарождаются в гнезде.

Модель воссоздала динамику гипотетической особи с мутацией, которая приводит к детскому каннибализму в популяции не-каннибалов. Алгоритм выявил, что в ряде случаев мутант-каннибал действительно оставляет больше детей несмотря на то, что сам же их ест. Это работает, если поедание собственной икры дает родителям дополнительные калории, а еще — и это показали впервые — если плотность кладки яиц слишком высока. Таким образом, «прореживание» родителями собственной икры может быть своеобразной формой заботы о потомстве.