Опубликовано 05 февраля 2020, 10:40

Каракатицы оказались способны принимать решения на основе ожиданий

Лекарственная каракатица

© Norbert Probst/imageBROKER

Ученые выяснили, что каракатицы едят меньше крабов, если знают, что позже буду питаться своей любимой пищей — креветками. Об открытии исследователи сообщили в журнале Biology Letters.

Каракатицы едят самую разнообразную пищу, включая крабов, рыб и кальмаров, в зависимости от ее доступности. Несмотря на кажущуюся всеядность, у этих животных есть сильные пищевые предпочтения. Животные должны постоянно приспосабливаться к изменениям в окружающей их среде, чтобы выжить. Каракатицы рождаются с развитой центральной нервной системой, что позволяет им учиться с самого раннего возраста. Они способны запоминать то, что происходило в прошлом, и использовать эту информацию для корректировки своего поведения в ожидании будущего.

Чтобы выяснить пищевые предпочтения этих животных, исследователи из Университета Кан-Нормандия и Кембриджского университета протестировали 29 особей лекарственной каракатицы Sepia officinalis. Их кормили пять раз в день в течение пяти дней, помещая крабов и креветок одновременно на равном расстоянии от животного и наблюдая, что они будут есть сначала. Каждая особь выбрала креветок.

Затем исследователи решили проверить, как будут вести себя каракатицы, если стабильно давать им по одной креветке каждый вечер. Через несколько дней все особи запомнили, что вечером их кормят креветками, и стали есть меньше крабов в течение дня.

Но когда креветок давали не каждый день, а в случайном порядке, эти животные, наоборот, стали есть больше крабов в течение дня. Вечернее кормление креветками в случайном порядке означало, что каракатицы не могли предугадать, будут ли им давать любимую еду на ужин каждый день, поэтому они подстраховывались, съедая больше в течение дня. При изменении условий кормления каракатицы также быстро перестраивались под них.

Результаты исследования означают, что каракатицы способны к сложному пищевому поведению. Они начинают есть не просто нужное для выживания количество еды, но и стараются сделать так, чтобы можно было употреблять как можно больше их любимой пищи.

«Эта гибкая стратегия кормления показывает, что каракатицы могут быстро адаптироваться к изменениям в окружающей их среде, используя свой опыт, — подводит итог один из исследователей, профессор факультета психологии Кембриджского университета Никола Клейтон. — Это открытие может дать ценное представление об эволюционном происхождении такой сложной когнитивной способности».