Опубликовано 11 ноября 2020, 14:04

Хронический стресс вызывает генетические изменения у домашних кур

© Asillem/Flickr

Международная команда ученых обнаружила эпигенетические биомаркеры, которые могут быть использованы для выявления стресса у домашних кур. Результаты работы способствуют улучшению условий, в которых содержатся животные. Статья опубликована в журнале Frontiers in Genetics.

Хронический стресс ухудшает общее состояние здоровья животных, в особенности ослабляет их иммунную систему, и продукты животного происхождения теряют качество. Несмотря на это, в настоящее время не существует надежных способов выявления степени стресса, которому подвергаются сельскохозяйственные животные. Ученые из Швеции и Бразилии занимаются поиском биомаркеров стресса. В своем новом исследовании они выяснили, какие именно изменения в ДНК эритроцитов кур происходят под воздействием хронического стресса.

«Результаты нашего исследования — шаг к возможности использовать конкретные эпигенетические биомаркеры как свидетельство о стрессе, испытываемом сельскохозяйственными животными. Было бы очень полезно иметь точный способ диагностики стресса у животных, это привело бы к улучшению их здоровья, повышению качества мяса и молочных продуктов и сокращению использования антибиотиков», — рассказывает один из авторов исследования, сотрудник Уппсальского университета Карлос Герреро-Босанья.

В эксперименте участвовали две группы птиц. Одни содержались все вместе в обычных условиях и имели доступ к пище и воде. В другой группе куры подвергались воздействию стрессовых факторов: периодической изоляции, ограничению в пище и воде. После этого ученые брали образцы крови у всех птиц и сравнивали паттерны метилирования ДНК в эритроцитах обеих групп. Метилирование ДНК — прикрепление метильных групп к определенным азотистым основаниям в состав нуклеотидов ДНК. Эти изменения могут запускать или останавливать экспрессию генов. Оказалось, что характер метилирования радикально отличается у двух групп кур. Хотя ученые пока не смогли выяснить, как долго сохранялись эти изменения, они смогли точно определить, какие куры подвергались стрессу.