Опубликовано 25 января 2018, 09:35

Метод овечки Долли впервые успешно применили к обезьянам

Клонированная обезьяна Чжун-Чжун

© Qiang Sun and Mu-ming Poo, Chinese Academy of Sciences

В Китае впервые клонировали обезьян методом переноса ядра соматической клетки. Таким же образом была клонирована в 1996 году знаменитая овечка Долли. Статья с описанием работы опубликована в журнале Cell.

Идентичные друг другу и своей «матери» клоны длиннохвостой макаки (Macaca fascicularis) появились на свет в Шанхае, в Институте нейронаук Китайской академии наук. Ученые назвали их Чжун-Чжун и Хуа-Хуа (от китайского прилагательного Чжунхуа — «китайский народ»). Детеныши пока едят из бутылочки и развиваются нормально для обезьян их возраста.

В отличие от клеток других млекопитающих — например, коров или мышей, клетки обезьян ранее сопротивлялись переносу ядра соматической клетки. Первый автор работы Чжэнь Лю в течение трех лет отрабатывал и совершенствовал метод клонирования, который помог бы справиться с этой проблемой. Он придумал использовать эпигенетические модуляторы, которые включают или (в данном случае) выключают гены, замедляющие развитие эмбриона. Для клонирования исследователи выбрали зародышевые клетки соединительной ткани — фибробласты. Ранее ученые использовали и взрослые фибробласты, но получившиеся клоны жили лишь первые несколько часов после рождения.

«В биологии приматов очень много вопросов, которые можно изучить при помощи подобных моделей, — отметил ведущий автор работы Цян Сунь, глава Центра по изучению низших приматов Института нейронаук Китайской академии наук. — Вы можете создать клонированных обезьян с одинаковой генетической "начинкой", кроме того гена, которым вы управляете. Это создаст реальные модели для изучения не только генетических болезней мозга, но и рака, иммунных или метаболических нарушений и позволит протестировать различные лекарства до применения в практике».

Исследователи планируют дальше совершенствовать технику клонирования. В ближайшие месяцы они ожидают рождения еще более многообещающей партии клонированных макак. Ученые отдельно отмечают, что собираются строго следовать международным этическим стандартам исследований животных. «Мы полностью осознаем, что будущие исследования низших приматов где бы то ни было в мире зависят от ученых, которые строго следуют этическим стандартам», — уверяет соавтор исследования Мумин Пу.

Чжун-Чжун и Хуа-Хуа — далеко не первые клонированные приматы. Первым был макака-резус Тетра, родившийся в 1999 году благодаря гораздо более простому методу разделения эмбрионов. Этого результата удалось добиться группе ученых под руководством Геральда Шаттена из Орегонского университета медицинских наук (США). Благодаря той же группа впоследствии родилась и первая генетически модифицированная обезьяна Энди, в геноме которой встроили ген медузы.