Опубликовано 16 апреля 2018, 16:33

Поющие серенады хвостом колибри уменьшают эффект Доплера

Колибри калипта Коста

© Sonja Jordan/Global Look Press

Биологи выяснили, что самцы одного из видов колибри поют любовные песни при помощи хвостовых перьев. При этом они противодействуют эффекту Допплера, чтобы казаться самкам привлекательнее. Подробнее об этом исследовании можно прочитать в журнале Current Biology.

Колибри калипта Коста (Calypte costae), обитающие на юге Северной Америки, получили свое название в честь орнитолога и археолога Луи Мари Панталеона Коста. Они достигают 7,6-8,9 см в длину и весят около трех граммов. Самцам этого вида впечатлить приглянувшуюся самку помогает вовсе не размер.

Как у многих видов птиц, у самок калипта Коста невзрачная буровато-зеленоватая окраска, которая больше подходит для маскировки. Оперение самцов намного ярче: на их спине и боках растут красивые зеленые перья, а вокруг черной головы переливается фиолетовый «воротник». Однако помимо яркого наряда, который самцы демонстрируют противоположному полу во время ухаживаний, колибри этого вида могут привлечь внимание с помощью звуков, издаваемых хвостовым оперением во время быстрого полета.

В отличие от родственных видов, которые тоже производят звуки хвостовыми перьями во время быстрых «нырков» в полете, самцы калипта Коста показывают свое представление не прямо перед самкой, а сбоку от нее. Ученые заметили, что такое изменение в технике исполнения хвостовых «песен» помогает минимизировать эффект Доплера. Так называется изменение частоты и длины волн с точки зрения наблюдателя, вызванное движением наблюдателя или источника волн. В случае со звуком это будет означать повышение или понижение тона, вызванное движением. Этот эффект знаком каждому, кто хоть раз слышал сирену скорой помощи или полиции. При приближении к нам машины звук всегда кажется более высоким, чем на самом деле. Когда же машина удаляется от нас, мы слышим более низкий тон звука. Однако если водитель решит остановиться, не отключая звук, мы поймем, что тон сирены на самом деле остается неизменным. Чем больше скорость движения, тем сильнее проявляется эффект.

Причину, по которой такое поведение может потребоваться самцам колибри, ученые объясняют так: самки предпочитают более сильных и выносливых самцов, которые способны развивать большую скорость в полете. Поэтому самцы эволюционировали так, чтобы научиться скрывать свою настоящую скорость. Это помогает им казаться более привлекательными и замаскировать свои недостатки.

Исследователи подчеркивают, что многие их коллеги изучают статичные показатели – например, длину хвоста или яркую окраску, однако движения могут быть не мене важны для стратегии покорения партнера.