Опубликовано 26 сентября 2016, 12:00

Количество кислорода повлияло на развитие многоклеточных организмов

© Verisimilus/English Wikipedia

Международная группа учёных, в которую входят геологи из Университетского колледжа Лондона, выяснила, как кислород повлиял на появление первых многоклеточных организмов. С текстом работы можно ознакомиться в журнале Nature Communications.

До сих пор роль окружающей среды в эволюции вызывает споры среди специалистов. Чтобы выяснить, какие факторы повлияли на развитие первых многоклеточных организмов, исследователи изучили окаменелости в Намибии, которые относятся к кембрийскому периоду, и определили уровни кислорода в них. Этот период начался примерно 541 млн лет назад и закончился примерно 485 млн лет назад. Считается, что эти ископаемые относятся к первым животным, таким как клоудина (организмы, вымершие в начале кембрийского периода) и намакалатус (вымерший род животных неясного систематического положения).

Эксперты вычислили количество таких элементов, как церий и железо, в окаменелостях. Оказалось, их уровень означает, что условия с низким содержанием кислорода возникли между насыщенной кислородом водной поверхностью и глубинами, где кислород полностью отсутствует. И хотя окружающая среда у первых скелетных животных была насыщена кислородом, сами организмы не влияли на уровень кислорода в ней. Учёные обнаружили, что многоклеточные организмы не могли возникнуть в водах с низким уровнем кислорода. Однако известно, что они начали появляться до кембрийского периода. По мнению исследователей, кислород играл ключевую роль в появлении этих организмов. «Этих областей, насыщенных кислородом, могло быть недостаточно, поэтому в океанах среда обитания первых сложных организмов, вероятно, была ограничена», — отмечают эксперты.