Опубликовано 28 июля 2023, 09:37
4 мин.

Консорциум Центра компетенций НТИ «Молекулярная инженерия в науках о жизни» выпустил более 400 подготовленных специалистов

© ФИЦ Биотехнологии РАН

Биотехнологии уже сегодня позволяют не просто перерабатывать отходы агропромышленного комплекса, но получать энергию и тепло, производить лекарства и пищевую продукцию. Поэтому клеточные технологи, инженеры-микробиологи, генетики, биофармакологи, биоинформатики и биоэкономисты – это востребованные профессии уже не будущего, а настоящего. Благодаря ЦК НТИ «Молекулярная инженерия в науках о жизни» таких специалистов станет больше: в 2023 году обучение по программам бакалавриата, магистратуры, дополнительного образования и повышения квалификации прошли более 400 человек, а за 2022-2023 учебный год – более 1700.

Молекулярная инженерия в науках о жизни — активно развивающаяся ниша, которая находится на стыке пищевой промышленности, медицины и фармацевтики, сельского хозяйства, переработки отходов и других отраслей. Это направление быстро растет, и компании сталкиваются с острой нехваткой специалистов, но программы подготовки не всегда успевают адаптироваться под новые требования рынка. Чтобы соответствовать таким запросам, подход к работе на стыке областей должен быть междисциплинарным. В подготовку кадров необходимо включать как блоки по новым молекулярным технологиям, которые необходимо внедрять на производстве, так и правовые и экономические модули для развития навыков, необходимых для бизнеса и управления.

Следует понимать, что преподавание подобных междисциплинарных программ в вузах может отличаться, хотя направление подготовки обозначается одинаково. Поэтому знания, которые получают будущие специалисты, в различных вузах отличаются. Центр компетенций НТИ «Молекулярная инженерия в науках о жизни», созданный на базе ведущей научной организации в области биотехнологий - ФИЦ Биотехнологии РАН, в своем консорциуме объединил усилия академических площадок, которые обладают уникальным исследовательским опытом и образовательными компетенциями, чтобы пересмотреть и модернизировать программы подготовки и адаптировать их под потребности высокотехнологичных компаний.

В работе с региональными вузами учитывались самые актуальные отрасли. Так, в этом году в Казанском национальном исследовательском технологическом университете модернизированные программы подготовки прошли бакалавры направлений «Биотехнология», «Продукты питания из растительного сырья» и «Технологии продукции и организации общественного питания», а также магистры-биотехнологи. Самыми трендовыми направлениями 2022-2023 учебного года стали «Биотехнология» и «Технология продукции и организации общественного питания».

В Балтийском федеральном университете имени Иммануила Канта усовершенствовали программы обучения и выпустили первых бакалавров по химии, биологии, экологии и природопользованию, а магистров – по прикладной биотехнологии и фармацевтической химии. Кроме того, в университете запустили два передовых курса дополнительного образования: «Методы молекулярно-генетического анализа» и «Анализ данных в биологии».

«Слушатели обоих курсов – это работники самых разных профессий, где важно использование современных методов и инструментов. Так среди слушателей курсов есть преподаватели агрономических, медицинских, зоотехнических вузов, сотрудники исследовательских лабораторий, генетики, микробиологи, нейробиологи из более чем 25 регионов России», – отметил представитель университета.

Кемеровский государственный университет в этом году выпустил первых бакалавров по модернизированным программам «Государственное и муниципальное управление» и «Биотехнология», а также магистров программы «Биотехнология». Управленцев учили проектной работе – обычно такая подготовка ограничивается теорией или решением простейших учебных кейсов. В новой программе КемГУ акцент был сделан на инструменты перехода к проектной деятельности для уже функционирующего биотехнологического предприятия, чтобы показать студентам, как изменить видение у руководства и сотрудников производственной деятельности в ключе проектного управления. Кроме того, для специалистов экономического профиля и менеджеров университет вместе с ЦК НТИ организовали программу ДПО «Жизненный цикл продукции биотехнологических производств». Слушатели курса получали знания, необходимые в сельскохозяйственной и экологической биотехнологии, пищевой промышленности и других секторах экономики.

Образовательные программы Воронежского государственного университета инженерных технологий, переработанные и улучшенные совместно с ЦК НТИ, предназначались в основном для биотехнологов. Вуз начал выпускать первых бакалавров и магистров с новыми компетенциями в пищевой инженерии, энерго- и ресурсосберегающим процессам в химической промышленности, пищевой биотехнологии, биоконверсии возобновляемого сырья, генетики и протеомики сырья животного, растительного происхождения и гидробинтов и разработке новых технологий пищевых продуктов; охране природной среды и обеспечивание ресурсосбережения в пищевой промышленности (в том числе – рациональное природопользование) и разработке бизнес-моделей агро- и пищевой отраслях. Кроме того, в университете появились модернизированные программы специалитета, где студенты будут учиться разработке энерго- и ресурсосберегающих технологий в химической промышленности и пищевой биотехнологии, а также новых технологических машин и оборудования для проектирования высокотехнологичных производств.

ЦК НТИ планирует и дальше развивать эти программы и увеличивать количество новых специалистов, которые обучены не только вести передовые исследования, но и создавать и коммерциализировать свои разработки, а также внедрять инновации в производство.