Опубликовано 31 января 2018, 12:19

Биологи научили косатку говорить «привет»

Косатки

© Eris Gaillard/Reuters

Ученые натренировали косатку повторять произносимые человеком звуки. Морское млекопитающее может произносить звуки, похожие на такие английские слова, как «hello» («привет»), «bye-bye» («пока»), «one» («один»), «two» («два») и «three» («три»). Результаты работы с животным изложены в статье в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Некоторые животные могут успешно подражать человеческой речи. Наиболее успешно это делают, конечно, попугаи. Однако в новой работе биологи научили подобному поведению неожиданное млекопитающее — косатку (Orcinus orca). 14-летняя самка по имени Уики из аквапарка Marineland (Антиб, Франция) научилась произносить несколько слов английского языка. Для этого ее сначала научили жестовой команде «повтори это», которую, в том числе, использовали для того, чтобы научить пускать брызги в воздух по примеру другой косатки.

Затем ей давали послушать разнообразные звуки: пять голосов других косаток и шесть фраз, произнесенных человеком-тренером. Во всех экспериментах Уики отвечала, пытаясь скопировать услышанное. Иногда требовалось до 17 попыток для успешного повторения, но в четырех случаях она смогла достаточно близко воспроизвести звуки с первой попытки, причем это были, в том числе, фразы «hello» и «one, two, three». Авторы отмечают, что повторение отнюдь не означает, что животное понимает смысл произносимого, так как в рамках данной работы косатку просили только повторять.

В природе косатки проживают небольшими сплоченными группами, у каждой из которых есть свой «диалект». Ученые предполагают, что способность учить новые звуки — это ключевое умение, позволяющее им общаться и взаимодействовать друг с другом.