Опубликовано 10 июля 2019, 12:15

Козы различают положительные и отрицательные эмоции сородичей

© ISO Republic

Группа ученых из Лондонского университета королевы Марии, Швейцарской высшей технической школы Цюриха и Туринского университета измерила поведенческие и физиологические реакции коз (Capra hircus) на сигналы сородичей разной эмоциональной окраски. Оказалось, что сердцебиение животных различается в ответ на положительные и отрицательные эмоции. Исследование было опубликовано на страницах Frontiers in Zoology.

Эмоции — психические адаптации, отражающие субъективное оценочное суждение животного о ситуации. Негативные эмоции позволяют организму адекватно реагировать на потенциально опасные обстоятельства. Положительные эмоции определяют стимулы или события, которые улучшают физическую форму и расширяют когнитивный и поведенческий репертуар. Многие социальные животные живут в условиях, где особи не всегда находятся в визуальном контакте друг с другом. А следовательно, они могут получить эволюционное преимущество, различая эмоциональное содержание звуковых сигналов друг друга. Выражение эмоций вокализацией облегчает координацию между членами группы и укрепляет социальные связи. Несмотря на эволюционную важность, социальная передача эмоций у животных до сих пор не совсем ясна.

Козы (Capra hircus) — социальные животные, и они представляют собой отличную модель изучения механизмов социального проявления эмоций. Звуковые сигналы коз кодируют информацию о степени и окраске эмоции, поле и возрасте особи. Кроме того, козы чувствительны к выражению лица человека и оказывают предпочтение счастливым лицам по сравнению с сердитыми.

Целями исследования было оценить влияние эмоциональной окрашенности звуковых сигналов на поведенческие и физиологические реакции слушателей. В эксперименте приняли участие 24 козы: 12 самок и 12 кастрированных самцов разных пород и возврастов. Ученые записывали сигналы коз в трех разных контекстах: ожидание пищи (положительное, сильное возбуждение), недостаток питания (отрицательное, сильное возбуждение), социальная изоляция (отрицательное, слабое возбуждение).

Перед началом эксперимента коз дважды выпускали на арену по 5 минут, чтобы ознакомить их с экспериментальной средой. Затем каждой особи в отдельности проигрывали один из этих сигналов через громкоговоритель. Каждая последовательность воспроизведения состояла из 13 вызовов, разделенных интервалом времени в 20 с.

Исследование обнаружило, что при изменении окраски вызова козы с большей вероятностью смотрят на источник звука. На частоту сердечных сокращений не влияет валентность сигналов, однако разница во времени между каждым сердцебиением возрастает при воспроизведении положительных вызовов.

«Эти результаты могут расширить наше понимание эволюции восприятия эмоций у нечеловеческих животных и человека», — пояснил один из исследователей, сотрудник Туринского университета Ливио Фаваро.