Опубликовано 27 октября 2018, 11:38

Высокий КПД позвляет гну не пить пять дней подряд

© Bohax/Deviantart

Голубые гну могут перемещаться без воды в течение пяти дней. Это объясняется высокому КПД их мышц, благодаря которому животные тратят меньше энергии при движении. К такому выводу пришли биологи из Великобритании и Ботсваны, исследование которых опубликовано в Nature.

Сухопутные животные тратят намного больше энергии при движении, чем водные или птицы. При этом обитающие в засушливых регионах крупные млекопитающие вынуждены постоянно кочевать в поисках пищи. Еды и воды обычно не хватает на всех, поэтому дальность и скорость передвижения животного зависит от того, сколько энергии он при этом тратит. В таких условиях мигрирующим животным помогают выживать их крупный размер и длина ног: эти качества сокращают энергозатраты при движении, позволяя реже пить воду, чтобы охладить организм.

Голубой гну (Connochaetes taurinus) – один из двух видов рода гну, обитающих на юге и востоке Африки. Раньше считалось, что этим животным во время миграций нужно пить каждый день. Однако ученые из Университетского колледжа Лондона и Университета Ботсваны выяснили, что гну могут пройти 80 км за пять дней и при этом оставаться без воды. Все благодаря высокому КПД мускулатуры животного: больше половины энергии мышцы расходуют на движение. При этом среди животных средний КПД мышечных тканей равен 25%.

Чтобы зафиксировать движения гну и природные условия, в которых они перемещаются, ученые использовали специальные ошейники, оснащенные GPS-трекером и датчиками движения и состояния окружающей среды. После того, как ученые выяснили, сколько дней без воды продержались гну, они взяли на анализ образец мышечных тканей голубого гну, чтобы сравнить их с мышцами обычной коровы (Bos taurus). Сравнение этих образцов помогло понять, насколько мигрирующие животные лучше «экономят» энергию, чем их менее подвижные «родственники».

Изучив, какое количество тепла выделяется при сокращении мышц обоих животных, исследователи выяснили, что КПД работы мышц голубого гну равен 62,6%. У домашней коровы тот же показатель оказался равен лишь 41,8%. То есть мышцы антилоп гну лучше преобразуют энергию в движение, а значит, им нужно меньше воды для охлаждения организма. Именно благодаря этому гну могут долгое время оставаться без воды.

Пока что антилопа гну — крупнейшее животное, у которого напрямую измерили эффективность работы мышц. Однако ученые с помощью этого же метода намереваются исследовать КПД мускулатуру и других крупных животных.