Опубликовано 11 ноября 2016, 12:56

Крысы помогли раскрыть тайну щекотки

© sipa/pixabay.com

Эксперименты на крысах позволили найти в головном мозге млекопитающих «центр щекотки». Ученые впервые обнаружили, что стимулирование нейронов в этой зоне приводит к пароксизму «смеха» (у крыс смех выражается в ультразвуковом попискивании). Об открытии сообщается в журнале Science.

Щекотка вызывала интерес ученых и философов еще с античности. Предыдущие исследования показали, что в мозге существует множество участков, так или иначе связанных с реакцией на щекоткой. Один из них, соматосенсорная кора, как думали нейрофизиологи, лишь обрабатывает сигналы от щекочущих кожу объектов, но не «включает» смех.

Симпеи Исияма из Берлинского университета имени Гумбольдта решил провести эксперименты на крысах: оказалось, что им не меньше людей нравится щекотка. Исияма приучил взрослых особей к этой практике, почесывая их спину и живот. Через некоторое время крысы стали сами подбегать к ученому, подпрыгивая от радости, чтобы он их пощекотал.

Затем к мозгу натренированных животных подключили электроды, записывающие активность соматосенсорной коры во время щекотки. К удивлению ученых, активность нейронов усиливалась не только в ответ на щекотание, но и потом, когда крыса бегала за рукой щекочущего ее человека и «смеялась». То есть, соматосенсорная кора не только обрабатывает сенсорные данные, но и «запускает» смех и другие реакции.