Опубликовано 21 ноября 2018, 12:37

«Культурные революции» упрощают песни горбатых китов

Горбатый кит

© Pixabay

Ученые выделили «культурные революции» в пении горбатых китов, которые происходят раз в несколько лет. Между этими событиями сложность исполняемой песни постепенно растет, но в итоге репертуар становится гораздо короче и проще. Биологи связывают это с тем, что киты не справляются с заучиванием новых звуков. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the Royal Society B.

Большую часть информациии о культурном взаимодействии между животными мы получаем, исследуя их вокализацию, например песни певчих птиц или китообразных. Известно, что многие воробьиные используют сложность песни как своеобразный индикатор, показывающий здоровье самца-исполнителя, в то время как роль сложности песен у горбатых китов (Megaptera novaeangliae) не до конца ясна. Также для песен этого вида характерна однородность распределения: каждые несколько лет новый мотив «захватывает» всю популяцию.

В новой работе биологи решили исследовать подобные «культурные революции» — резкие смены мотива песен, которые происходят у западноавстралийской популяции, постепенно распространяются на восточноавстралийскую, а через нее в течение нескольких последующих лет — на всю южнотихоокеанскую. Ученые слушали песни западноавстралийских китов в течение 13 лет. Изучив 412 «куплетов» от 95 животных, авторы распределили песни по сложности, используя количество звуков и музыкальных тем. Оказалось, что в процессе развития одного мотива его сложность со временем увеличивалась, но после смены мотива песни становились проще и короче.

Авторы нашли ограниченные свидетельства того, что вариации и сложность в исполнении позволяют китам выделяться из популяции, но считать доказанным это утверждение пока рано. Уменьшение сложности после «революции» авторы связывают с ограниченными возможностями китов, которые не позволяют им заучивать много нового материала.