Опубликовано 21 октября 2019, 19:19

У ай-ай нашли шестой палец

Лемур ай-ай

© Davida Haring

Исследование, проведенное биологами из США и Бельгии, показало, что лемуры ай-ай обладают небольшими «псевдопальцами», которые могут помочь им захватывать предметы и ветви, когда они перемещаются между деревьями. Статья об этом опубликована в American Journal of Physical Anthropology.

Ай-ай, обитающие на Мадагаскаре, известны своими постоянно растущими резцами, большими ушами и необычными руками с особенно тонкими удлиненными средними пальцами, которые они используют, чтобы обнаружить и достать личинки из стволов деревьев.

«Их пальцы эволюционировали в сторону специализации на добыче личинок. Они специализированы настолько, что даже мешают лазать по деревьям», — отмечает ведущий автор исследования, сотрудник Университета штата Северная Каролина Адам Хартстон-Роуз.

Трехмерная модель строения костей лапы ай-ай

© Edwin Dickinson/NC State University

В своей работе исследователи изучали сухожилия в лапах ай-ай и заметили, что одно из них разветвляется и идет в сторону небольшой структуры на запястье. Вскрыв шесть особей ай-ай, а также используя традиционные методы цифровой визуализации, такие как МРТ, исследователи обнаружили, что рассматриваемая структура состоит из костей и хрящей, а также имеет мускулатуру, которая позволяет ей двигаться в трех направлениях — почти так же, как движутся большие пальцы человека. Группа обследовала несколько особей обоего пола разных возрастов и обнаружила одинаковую структуру как в левой, так и в правой руке каждого из них.

«Другие виды, такие как панда, развили тот же самый дополнительный палец, который помогает им захватывать предметы, потому что лапа обычного медведя не позволяет это сделать, — говорит Хартстон-Роуз. — Кроты и некоторые вымершие плавающие рептилии добавили дополнительные пальцы, чтобы расширить лапы для более эффективного рытья или плавания. В случае ай-ай это случилось для увеличения мобильности, так как длинные конечности не очень-то помогают эффективно передвигаться».